Найти тему
Литература.today

«Расширение свободы мысли — стирание границ между мифологией и философией»

Рецензия на книгу «Философия китайской мифологии» Е Шусяня

Этой весной в компании «Издание книг.ком» при поддержке и по поручению Пекинской компании по межкультурным коммуникациям «Глобал Хуэйжун», опубликована книга-исследование «Философия китайской мифологии» пекинского доктора гуманитарных наук Е Шусяня.

Представленное исследование не только литературное и мифологическое, но и философское. Его цель — провести сравнительный анализ в трёх областях — литературе, истории и философии, которые тесно связаны и неотделимы друг от друга. Автор фокусируется на взаимосвязи между мифологическим и философским мышлением, зарождении философии в мифологии и эволюции от мифологии к философии. Для этого автор был вынужден преодолеть уже существующие границы научных дисциплин.

Книга раскрывает мифологическую основу китайской мысли и «метаязык» мифологической философии, объясняет тайны императорского дворца «Минтан» и четырёх ликов Жёлтого императора Хуан-ди, исследует «семь отверстий» Хаоса и концепцию «семидневного сотворения мира», а также происхождение благодатной земли «Сижан» и древнего названия Китая «Шэньчжоу».

Фокус изучения мифологии в данном исследовании сместился с интерпретации отдельных мифологических текстов на общие модели и правила мифологического мышления, а также на изучение взаимодействия между китайской устной и письменной речью, китайской мифологией и китайской философской идеологией.

Книга стирает границы между «китайской» и «западной» наукой, исследует философское значение китайской мифологии через универсальность человеческого мифологического мышления.

По мнению философов, мифология является результатом иллюзий первобытных людей и противоречит рациональному мышлению. В течение длительного времени исследователи китайской мифологии занимались сбором, структурированием, пересмотром и корректировкой мифологических материалов. Но, когда мифология рассматривается только в качестве объекта исследования для установления достоверности, ученые лишают себя свободы действий. Поэтому автор призывает использовать мифологию как дотеоретический этап мышления, дофилософское мировоззрение и идеологию для изучения.

В целом, книга представляет собой интересное исследование китайской мифологии и философии, которое может привлечь внимание как специалистов в данной области, так и широкую аудиторию, интересующуюся китайской культурой и историей.