Найти в Дзене
Школа мам Nutrilak

Не хочет играть сам. Что мы делаем не так?

«Уже не знаю, какие игрушки ему купить, чтобы играл сам. В доме полно всего, а он не играет», – такое часто можно слышать от родителей. Так в чём же дело? Почему дети не играют сами?

Обычно всё дело в том, что дети просто не могут придумать себе развлечение. Забегая вперёд, можем сказать, что на 10–15, а то и на 20–30 минут можно занять любого малыша. Самое важное – выбрать занятие по возрасту и найти подход.

Это важно! Если ваш ребёнок чем-то увлечённо занят, не отвлекайте и не мешайте ему. Не предлагайте помощь и не поправляйте, если он не просит. Это золотые минуты. Так вырабатывается самостоятельность.

Одна из основных причин – слишком сильная «организованность»: сегодня развивайка и бассейн, завтра детский сад и кружок математики, послезавтра йога и фигурное катание. Дети не привыкли (а порой, и не знают) что можно занять себя чем-то в свободное время без участия взрослых. Навык свободной игры остаётся не развитым.

Проведите репетицию

Ребёнок всё время «липнет» к вам, требует внимания? Не может занять себя даже на несколько минут. Что делать?

Зачастую бывает так, что малыш просто привык, что рядом всегда есть взрослый, который займёт его интересной игрой или занятием. Вам важно научить ребёнка оставаться одному, но сразу бросать его не стоит. Попробуйте так: находясь с ним в комнате, покажите малышу, что вы заняты: например, гладите бельё или протираете пыль. Когда ребёнок попросит внимания, скажите, что необходимо подождать пока вы закончите. Твёрдо стойте на своём и «будьте заняты» 5–10 минут. Есть вероятность, что ребёнок найдёт себе развлечение сам. Репетируйте так ежедневно, несколько раз в день, постепенно увеличивая время.

Организуйте игровые идеи

-2

Обычно дети не могут найти себе занятие, потому что все игрушки лежат в неинтересной куче, а пластилин и карандаши убраны в скучную стопку. Или так – ребёнку подарили много игрушек, а какие варианты игр с ними есть, не показали. Быстро стало скучно, конструктор и кукла лежат без дела.

Рассадите зверят возле игрушечного стола, разложите им печенье; нагрузите грузовик кубиками; расставьте кукол и начните строить дом из конструктора. Разложите на столе альбом с красками, пластилин и дощечку для лепки. Создайте неожиданные композиции в разных уголках квартиры, пока ребёнка нет. Затем помогите найти их и спросите: «Что это»? Как здесь можно играть? Привлеките внимание и начните игру, переставив что-то. Как только ребёнок включится, похвалите и оставьте играть.

Самостоятельность – неотъемлемый этап взросления. Так, личность становится цельной, способной на принятие решений. Самостоятельные дети более успешны во взрослой жизни и социализированы: им проще строить отношения, учиться, делать карьеру, без потерь выходить из стрессовых ситуаций. Некоторых детей нужно учить быть наедине с собой.

Ловите идеи ребёнка

Ребёнок ходит по дому, не зная во что ему поиграть, а потом эти мысли приходят ему вдруг в совершенно неподходящий момент. Например, вы укладываете малыша спать, а он вдруг решит что нужно срочно построить гараж или накормить кукол. Зато утром забудет и станет опять скучать. Записывайте все идеи ребёнка и напоминайте, когда ему станет скучно.

Делайте домашние дела вместе

-3

Дети, которым часто говорят «не надо это делать, я сам» к школьному возрасту, как правило, перестают помогать. А зачем? Там и без меня хорошо справляются. А в подростковом периоде уже просто не заставишь. Не забирайте у детей счастье помогать вам. Это не только займёт кроху, но и даст полезные навыки.

Моете пол – выдайте малышу тряпочку, готовите обед – просите перекладывать макароны из пачки в тарелку (желательно по одной). Швабра, пылесос, таз и ведро – подойдёт всё. Давайте небольшие поручения и хвалите.

Коробка с идеями

Запишите все дела, которыми ваш ребёнок может самостоятельно. То, что ему нравится и поднимает настроение. Это может быть дом из кубиков, лепка из пластилина, пеленание кукол, игры с домашним животным. Любые мелочи, которые способны поднять ему настроение.

Запишите эти идеи на бумаге, разрежьте на полоски и сложите в коробку. В следующий раз, когда ребёнку будет нечем заняться, предложите достать несколько полосок. Очень высока вероятность, что он пойдёт воплощать эти идеи в жизнь. А вы станете спокойно готовить обед или приляжете почитать.

Сделайте игрушки «новыми»

-4

Психологами и педагогами давно доказано, что большое количество игрушек не приводит к самостоятельным играм, а рассеивает внимание и ограничивает фантазию. Не стоит постоянно покупать машинки и кукол. Лучше уберите часть в шкаф, через 2–3 недели они покажутся ребёнку новыми, малыш с удовольствием начнет в них играть (или, увидев, вспомнит и поймёт, что соскучился по ним, тут же не принципиально😊).

Чужие идеи для поделок упрощают жизнь

Возможно, лепка, поделки с детьми и рисование это не ваше. И дел много: работа, стирка, обед. Когда всем эти заняться? Не нужно себя мучить. В интернете есть много развивающих занятий, где мамы-блогеры творят, придумывают идеи, снимают видео и получают от этого настоящее удовольствие. Не стоит думать, что вы совсем не такая прекрасная мать, как та, что лепит, клеит и творит. Лучше предложите детям идеи блогеров. Застелите поверхность, приготовьте материалы и вперёд. Малыши посмотрят, и сами захотят что-то сделать. Потом не остановишь😊

Попробуйте таймер

Иногда бывает так, что малыш нашёл себе занятие, но быстро бросил его, потому что стало скучно. Установите таймер, а лучше песочные часы и предложите ему полепить или поиграть несколько минут, пока не кончится время. Есть вероятность, что кроха увлечётся и продолжит занятие после того, как сработает таймер.

Как научить ребёнка играть самостоятельно?

-5

Принцип прост и работает на 100%:

1. Сначала показываем, как играть: варианты, действия, идеи;

2. Направляем малыша, наблюдаем и хвалим, просим поиграть самостоятельно;

3. Отходим в сторону, переходим в позицию благодарного зрителя.

При деликатных и настойчивых попытках взрослых все дети приходят к самостоятельности, единственное – кто-то раньше, а кто-то позже. Только не забывайте давать ребёнку ежедневную порцию ласки и обнимашек. Для того чтобы стать самостоятельным, сначала нужно удовлетворить свою потребность в привязанности.