Раньше, когда я писал сценарии, то рассылал их людям из индустрии и, как многие из вас, был расстроен, когда в ответ не получал бесконечной похвалы.
Сначала я думал, что все сошли с ума. Неужели вы не понимаете, насколько это гениально!? Но когда наступило осознание реальности, я понял, что не готов пробиться в индустрию и стать плечом к плечу с Шейном Блэком и Спайком Ли. Тогда, я впервые начал анализировать свои сценарии. Что же такого важного я упускаю и не рассказываю читателю?
Ответ оказался болезненным "много всего".
Так началась моя одержимость расшифровкой работы сценаристов. Путешествие, которое привело меня к тому, что я начал читать сценарии, а позже, анализировать их, что, и стало основой создания сайта Scriptshadow.
Сейчас, когда я прочитал 10 000 сценариев, тысячи из которых я консультировал и помогал переписать, то могу выделить несколько моментов, которые оказывают наибольшее влияние на сценарий.
Это те вещи, на которые вам следует обращать основное внимание при написании, поскольку они оказывают огромное влияние на качество вашего сценария.
Самый важный из них - тот, о котором я напишу сегодня: создайте главного героя, за которого мы будем переживать.
Не так давно я читал сценарий, и сама история была довольно хороша. Если бы вы просто посмотрели на сюжет и фэнтезийный сеттинг, вам бы это понравилось. Но мне не понравилось. И причина, по которой мне это не понравилось, заключалась в том, что мне не нравился главный герой. Что я и объяснил автору.
"Вы хорошо поработали с этой историей, но я остановился на странице 5, потому что меня отпугнул ваш главный герой".
Я уделяю этому комментарию совсем немного внимания. Я уверен, вы несколько раз видели, как я рассказываю об этом в статьях. Проблема в том, что главные герои обычно присутствуют в каждой сцене.
Итак, если они нам не нравятся, почему должны нравиться какие-либо сцены, в которых они действуют? И если они есть в каждой сцене, то почему нам должен нравится сценарий?
Но это не очередная статья о том, как написать симпатичного / интересного главного героя. Эта статья о том, почему мы вообще пишем неприятных персонажей, но понятия не имеем, что делаем это.
Мы делаем это, потому что НАМ НРАВЯТСЯ НАШИ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ. Конечно, они нам нравятся. МЫ ЖЕ ИХ НАПИСАЛИ! Зачем нам писать про кого-то, кто нам не нравится? И в этом заключается проблема.
Мы решили, что наши персонажи симпатичны без каких-либо доказательств. Просто создавая их, мы предполагаем, что все будут чувствовать то же самое, что и мы.
Нет персонажа, к которому автор был бы более слеп, чем к главному герою. Конечно, это персонаж, которого авторы знают лучше всего. Но о чём все забывают, так это то, что читатель знает лишь малую часть информации об этом персонаже, которую знает сценарист.
Всё, что нужно сделать читателю, - это проследить за действиями персонажа. И если эти действия не отражают ничего привлекательного, интересного или уникального, нам не понравится ваш главный герой. И тогда весь сценарий будет испорчен.
Ваша работа как сценариста не состоит в том, чтобы выкладывать всё на страницу и надеяться на лучшее. Вы должны спланировать, как убедить читателя, чтобы он испытал те эмоции, которые вы хотите, чтобы он испытал.
Это означает, что когда вы пишете персонажа, вы тщательно продумываете, что он будет делать в первых четырёх сценах, которые заложат основу для того, как читатель увидит героя.
Уверяю вас, если вы не концентрируетесь на этих ранних сценах и на том, что делает в них ваш главный герой, вы неправильно пишете сценарий. Это одни из самых ключевых сцен в сценарии.
Представьте, что вы находитесь на сценарном суде для авторов. Вам нужно привести аргументы в пользу того, почему людям понравился бы ваш персонаж. Вы должны уметь указать на конкретные моменты в тех сценах, которые делают вашего героя симпатичным.
Позвольте привести пример. Представьте себе действительно злого хулигана. А теперь представьте, что этот хулиган ставит кого-то в неловкое положение и наслаждается этим. Тот человек, которого они обидели? Мы будем переживать за него. Потому что никто не любит хулиганов. И все сочувствуют тому, над кем несправедливо издеваются.
Это нечто ясное и убедительное, на что вы можете указать в суде по делам сценаристов, объясняя, почему люди будут переживать за вашего героя.
И это даже не обязательно должно быть таким манипулятивным и подстроенным. Это может быть что-то столь же простое, например ваш главный герой подбадривает друга, у которого выдалась тяжёлая неделя. Человек, который всегда рядом со своими друзьями вызывает симпатию.
В "Побеге из Шоушенка" есть замечательный момент, когда осуждённый главный герой Энди Дюфрейн буквально рискует своей жизнью, чтобы купить своим друзьям упаковку холодного пива в жаркий день. Кому не понравится такой человек?
Энди Дюфрейн - интересный пример создания персонажа, потому что, если смотреть на него через макрообъектив, он кажется скучным. Он тихий. Он держится обособленно. Он интроверт, черта характера, которая редко срабатывает. И всё же он один из самых любимых персонажей в истории кино. Почему?
Потому, что Стивен Кинг вместе со сценаристом и режиссёром Фрэнком Дарабонтом поставили его в симпатичные ситуации, а также создавали привлекательные поступки.
В дополнение к знаменитой сцене с пивом на крыше, Энди неоднократно подвергается издевательствам и даже насилию со стороны самых противных заключённых. Энди всегда встаёт на ноги после этих побоев. Он не позволяет победить себя.
Читателям это очень нравится. Им нравится, когда персонаж, которого постоянно сбивают с ног, но он встаёт и продолжает сражаться.
Энди также жертвует неделей спокойного заключения, чтобы подарить тюрьме самую красивую песню, которую он когда-либо слышал. Энди проводит месяцы своего времени, помогая молодому заключенному получить аттестат.
Именно эти ДЕЙСТВИЯ убеждают нас (некоторые могли бы даже сказать "заставляют нас") проникнуться симпатией к Энди.
Это то, что не удаётся сделать сценаристу-любителю. Они не думают о действиях. Они просто думают, что если они напишут своего персонажа, который часто является продолжением их самих и, у которого была чрезвычайно интересная жизнь, даже если эта жизнь существует только в воображении автора, то они понравятся людям. Но это не тот случай. Как бы манипулятивно это ни звучало, создание симпатичного (или интересного, или неотразимого) персонажа должно быть спланировано.
Так что перестаньте надеяться на удачу. Ваш главный герой слишком важен для вас, чтобы просто предполагать, что читатели будут переживать за него. Придумайте какой-нибудь план. Вероятно, вы захотите наметить 2-3 момента в первых пяти сценах главного героя, на которые вы можете указать и сказать: "Эти моменты делают моего героя симпатичным".
Это один из лучших советов по написанию сценариев, которые вы когда-либо получите. Потому что, если у вас хорошо получается это делать, вы на самом деле создаёте эффект, противоположный тому, о чём я говорил в начале статьи. Нам понравится ваш главный герой, что мы всё равно будем наслаждаться сценарием, даже если нам не понравится ваша история.
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.