Сегодня исполнилось бы 95 лет советскому летчику-космонавту Герою Советского Союза Георгию Тимофеевичу Добровольскому. Он родился 1 июня 1928 года. В 43 года совершил свой единственный полет в космос, который длился 23 суток 18 часов 21 минута 43 секунды. И - закончился трагедией 30 июня 1971 года.
Гибель экипажа космического корабля "Союз-11", в который вместе с Георгием Добровольским входили Владислав Волков и Виктор Пацаев, стала крупнейшей трагедией в истории советской космонавтики.
Вообще-то на "Союзе-11" должна была лететь другая команда - Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин. Добровольский, Волков и Пацаев стояли в программе дублерами. Но за два дня перед полетом у Кубасова неожиданно обнаружили затемнение в легких. Есть неписаное правило: заболел один - заменяют весь экипаж. "Леонов был страшно недоволен, - рассказывала корреспонденту "РГ" жена Виктора Пацаева Вера Александровна. - Он требовал, чтобы вместо бортинженера Кубасова просто летел бортинженер Волков. Однако главный конструктор Мишин категорически был против. Полетели дублеры".
Экипаж пробыл на орбите свыше 23 суток. На борту станции случилось ЧП - загорелась проводка. Тогда командир передал сообщение на Землю: у них пожар и они будут спускаться. Но в конце концов неисправность нашли и устранили. Полет продолжился.
Погибли космонавты уже при спуске, из-за разгерметизации спускаемого аппарата.
Виновным в их смерти называют бесхитростный по конструкции клапан. Как рассказывают специалисты, он был предусмотрен на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или ляжет на землю люком. Запас ресурсов системы жизнеобеспечения ограничен, и, чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан "соединял" корабль с атмосферой. Но здесь клапан подкачал. Он должен был автоматически сработать незадолго до приземления. Однако открылся на большой высоте. Почему? Это точно так и не установили. Давление в кабине экипажа опустилось практически до нуля за секунды.
После трагедии кто-то из начальства высказал мысль: дескать, образовавшееся отверстие в оболочке спускаемого аппарата можно было закрыть пальцем.
Леонов участвовал в имитации приземления. Оказалось, для того, чтобы отстегнуть ремни и закрыть дырку размером с пятикопеечную монету, космонавтам понадобилось бы больше тридцати секунд. Сознание они потеряли намного раньше. Специалисты подчеркивали: Добровольский, видимо, что-то пытался сделать - он успел сдернуть с себя пристяжные ремни. Увы, на большее времени не хватило.
Два года назад "Роскосмос" опубликовал рассекреченные переговоры погибшего экипажа корабля "Союз-11" до старта и перед посадкой. Последнее, что услышали от космонавтов, было шутливое пожелание Владислава Волкова: "Завтра встретимся, готовьте коньяк".
В момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков на высоте около 150 километров радиосвязь прервалась.
Трагедии удалось бы избежать, если бы экипаж летел в скафандрах. Но космонавты летели без них: "Союз-11" мог вмещать до трех космонавтов, однако кабина была настолько мала, что они не могли находиться в ней в скафандрах. Ценой своих жизней космонавты установили железное правило: взлет и посадка только в скафандрах.
Полеты экипажей из трех космонавтов возобновились только с конца 1980-х годов на кораблях следующей модификации.