Привет! Меня зовут Григорий Любачев. Я сооснователь «Пачки» — мессенджера для современных команд. В этой статье поделюсь нашей историей: как мы создали безопасное облачное хранилище и мессенджер, затем на его основе сделали CRM, и в конечном счете снова вернулись к мессенджеру.
Небольшой спойлер: на самом деле, последние девять лет нашим мессенджером пользовались 10.000+ компаний со всей России. Правда, они сами об этом не задумывались)
2012 год. Предыстория
«Пачка» — это продукт компании «Примавера». У «Примаверы» шесть сооснователей: я (Гриша), Михаил, Андрей Любачев, Дмитрий, Максим и Андрей Лукин. Но собиралась наша команда постепенно.
В 2012–2013 годах Михаил, Андрей Любачев и Дмитрий занимались проектом для гиперлокального маркетинга. Его идея заключалась в том, чтобы компании могли предлагать скидки людям, которые находятся поблизости. К участию в этом проекте они привлекли Максима, тогда еще студента ИТМО. Но продукт не смог быстро найти Product-market fit и его заморозили на этапе MVP.
Я в это время учился в Швеции. И параллельно с учебой создавал «Glean» (в дальнейшем «Impraise») — приложение для обмена обратной связью между коллегами. Через полгода после запуска я ушел из проекта, но он продолжил развиваться, прошел в YCombinator и в 2021 году его приобрела компания BetterUp.
После выхода из своих проектов мы с Михаилом и Андреем Любачевым решили объединиться и запустить следующий продукт вместе. Так мы придумали Alosko — приложение для учета посещаемости студентов. Быстро разработали MVP, успешно внедрили его в Утрехтском университете в Нидерландах и поехали с ним на конференцию TechCrunch Disrupt в Сан-Франциско.
2013 год. Безопасное хранилище и второе место на TechCrunch Disrupt
Конференция TechCrunch Disrupt — это крупное IT-мероприятие. На нем специалисты со всего мира обсуждают будущее индустрии, стартапы представляют свои проекты и привлекают инвестиции. А еще в рамках TechCrunch Disrupt проводится хакатон, на котором нужно за сутки создать прототип нового продукта. В общем, событие для индустрии действительно культовое.
Сначала мы планировали просто презентовать наш готовый продукт Alosko. Но, узнав о хакатоне, я предложил ребятам протестировать на нем идею безопасного облачного хранилища. Ребята согласились и мы начали готовиться.
Некоторые приезжают на хакатон с уже готовыми командами, а некоторые — объединяются на месте. Мы были из второй категории. Рассказали нескольким участникам о своей идее и в итоге привлекли в команду талантливых программистов из Microsoft и Apple. Всего нас было пять человек.
За сутки мы сделали Cloudiverse — сервис, который объединял доступные бесплатные гигабайты разных облачных хранилищ в одно безопасное облако. В то время многие сервисы предоставляли бесплатные гигабайты, но за расширение хранилища нужно было платить (и не мало). А еще тогда активно обсуждался вопрос безопасности данных в онлайн-сервисах (дело было как раз после разоблачений Сноудена). Так что наше решение — разделить файлы на части, зашифровать каждую из них и загрузить в разные облачные хранилища (Dropbox, Box и AWS), — отлично вписалось в тогдашние реалии.
В итоге мы заняли второе место среди 300+ команд, привлекли внимание сообщества и инвесторов. Кстати, среди судей были, например, Эйприл Андервуд, директор по продукту Twitter, и Джон Сакода, партнер фонда NEA.
После участия в TechCrunch Disrupt нас даже пригласили сняться в массовке сериала «Кремниевая долина». Правда, нам пришлось отказаться, потому что на тот момент мы уже вернулись в Россию.
2015 год. Первый пивот и первый мессенджер
После возвращения из Сан-Франциско мы решили развивать проект безопасного хранилища дальше. Михаил снова позвал Максима, а тот — своего однокурсника из ИТМО Андрея Лукина.
Спустя некоторое время мы поняли, что развивать безопасное хранилище с ограниченными ресурсами сложно. Тогда мы пивотнули его в мессенджер для обмена файлами Staply, сместив фокус с безопасности на удобство. Под каждый проект в Staply можно было создать чат-папку и кидать в нее файлы или ссылки с комментариями. При этом все файлы и ссылки выносились в отдельную ленту и соединялись с родительским сообщением «скрепкой», чтобы их было легче найти.
Разрабатывать Staply мы начали в 2014-м, на следующий год выпустили первую версию. Тогда мы ориентировались, в первую очередь, на американский рынок. За неделю у нас получилось собрать несколько тысяч пользователей, большинство из которых пришли с Hacker News и Product Hunt.
Примерно через месяц после запуска стало понятно, что мы слишком далеки от потенциальных пользователей. У нас было слабое понимание специфики их бизнесов и не было возможности общаться с ними вживую.
Пришлось выбирать: либо менять рынок, либо перебираться ближе к клиентам. Ни у кого из команды не было особого желания переезжать в США, поэтому мы выбрали первый вариант и переориентировались на российских пользователей.
2016 год. Staply в России или как мы чуть не стали госмессенджером
Около двух лет мы развивали Staply в России. Тогда же мы активно тестировали разные гипотезы. Одной из них был коробочный мессенджер, который компании могут развернуть на своих мощностях.
Мы ездили по разным предприятиям и разворачивали на их серверах Staply. В то время мы много общались с госкомпаниями и госорганами, которые больше всего нуждались в подобном решении. Даже успели пообщаться с Максутом Шадаевым, на тот момент министром ИТ по Московской области, а сейчас — министром цифрового развития. Он тогда дал много полезной обратной связи по работе в мессенджере с большим числом пользователей.
Следующим этапом стал конкурс на «Госмессенджер» от Института Развития Интернета. Мы решили в нем поучаствовать и в итоге вышли в финал. Правда, инициатива так и не была реализована.
Это был интересный опыт, но он напомнил нам о главном: мы хотим работать с клиентами, которых действительно понимаем. Например, с малым и средним бизнесом. Но тогда такие компании в России не испытывали большой потребности в корпоративном мессенджере. Поэтому нам пришлось искать новые точки роста. Как раз в этот момент к нам обратился Билайн с предложением о совместном продукте.
2017 год. Мобильное предприятие Билайн — СRM с мессенджером и телефонией
В 2017 году вместе с Билайном мы запустили совместный продукт — CRM на стыке мессенджера и облачной телефонии, которая получила название «Мобильное предприятие».
В основу CRM легли наши наработки по Staply. К ним мы добавили задачи и папки, чтобы группировать чаты. После чего интегрировались с телефонией и внутренними сервисами Билайна. В конечном счете папки стали этапами воронки продаж, а чаты превратились в сделки.
Так мы создали полноценную CRM-систему, которая при этом сохранила все преимущества мессенджера: быстроту, простоту и удобные мобильные приложения. Этот продукт мы поддерживаем до сих пор.
Кстати, в том же 2017 году в «Примаверу» вернулся Дмитрий, а Андрей и Максим превратились из сотрудников в сооснователей. Тогда окончательно и сложилась наша команда.
2020 год. «Пачка» — СRM для тех, кто работает на себя
Прошло около двух лет с запуска «Мобильного предприятия» и тут нас озарило: у нас есть знание рынка, понимание потребностей пользователей и все необходимые наработки, а значит мы можем создать собственную CRM для малого и среднего бизнеса.
Взялись за дело сразу после новогодних каникул. За месяц собрали продукт, придумали схему монетизации, сделали дизайн, регистрацию и запустились 11 февраля. Так появилась «Пачка».
2021 год. Новые функции и совместный продукт с Ростелеком
«Пачка» активно развивалась. На следующий год после запуска мы добавили в CRM возможности для франшизных сетей — можно было объединить сотни точек в единую информационную сеть и работать в рамках одной компании в «Пачке». Так к нам начали приходить крупные клиенты.
В том же году мы заметили, что компании активно общаются со своими клиентами в соцсетях и личных мессенджерах. Тогда мы выпустили «Обращения» — раздел в «Пачке», в который приходили сообщения из Instagram (соц. сеть признана экстремистской), WhatsApp, Telegram и других сервисов. Оттуда же на эти сообщения можно было отвечать.
Бизнесу это экономило кучу времени: не надо было бегать по разным приложениям, чтобы собирать заказы и консультировать клиентов — все было в одном месте.
Кстати, в том же 2021 году мы запустили еще одно White Label решение, но на этот раз с «Ростелеком» — «Бизнес Драйв Академию». Это образовательная платформа для бизнеса, в которой собраны курсы, библиотека, таск-менеджер и многое другое.
2022 год. «Пачка» — мессенджер для современных команд
В феврале 2022 года мы столкнулись с резким падением потока лидов. Было понятно, что кризис больше всего затронет небольшой бизнес — наших основных пользователей. Тогда мы начали искать новые пути развития.
Идея пришла довольно быстро: наконец-то настало время нашего мессенджера. Западные сервисы тогда активно покидали российский рынок, а компаниям нужна была замена без риска отключения.
У нас была вся необходимая база: нужно было просто убрать CRM-модули из продукта и начать отдельно работать над мессенджером. Так мы и поступили. Быстро сделали сайт и написали статью на VC, в которой анонсировали запуск.
За первые недели с нами связались 300+ компаний. Но из общения с ними стало понятно, что текущего функционала нашего мессенджера недостаточно. Все это время мы развивали его для себя, поэтому много привычных для других компаний функций в нем не было. Например, не было папок для чатов, видеозвонков, статусов сотрудников, SSO. Тогда мы перестроили процессы и сконцентрировались на доработках.
К концу 2022 года у «Пачки» был новый интерфейс и более 50 новых функций. Сейчас «Пачкой» пользуются уже 1000+ компаний со 150.000+ юзерами. При этом здорово, что среди этих компаний есть и небольшие IT-команды с 30 сотрудниками, и большие корпорации с 10.000+ пользователями.
2023 год. Что дальше?
Мы верим, что корпоративный мессенджер сильно улучшает командную работу, если сравнивать с электронной почтой или даже личными мессенджерами. Почему? Он ускоряет коммуникацию, сближает сотрудников и при этом позволяет сохранить организованность общения.
Сейчас все больше и больше компаний открывают для себя эти преимущества корп. мессенджера. И мы рады, что своей работой этому способствуем)
А дальше — больше. Понимаю, что в статье было немного про то, как устроена сама Пачка, поэтому, если вам не хватило каких-то технических подробностей, будем рады ответить на ваши вопросы в комментариях.