Нарушения фонетического слуха - это поражение возникающие из-за неумения воспринимать фонетическую информацию. Иными словами, ребенок с трудом воспринимает слышимый поток. Обычно причина у данного поражения проста-нарушение в работе головного мозга. Так же стоит отдельно выделить слабо слышащих детей, им необходима работа с сурдопедагогом.
Степень нарушения восприятия звуков очень варьируется. От самых незначительных, когда малыш путает похожие по звучанию слова. Делает ошибки при чтении и письме, до значительных и грубых вызывающих сенсорную агнезию. При которой ребенок совершенно не различает и не выделяет слова из общего звукового потока.
Как не странно в нашей логопедической системе существуют градации. Для тяжелых и легких нарушений. Тяжелые нарушения такие как сенсорная алалия, афазия, аутизм- относят в группу сложно корректируемых. Прогноз по ним не однозначный. Так как редко удается убрать недуг полностью и сделать это вовремя. Данные недуги все-таки корректируют. Часто получается достаточно хорошо скорректировать ребенка, вывести его на речь при сохранении минимальных речевых недочетов присущих недугу. Данная работа требует большого количества сил и внимания со стороны семьи. Крайне важным моментом является время начала коррекции. Самый лучший результат показывают дети, развитием которых плотно занимаются с рождения. Обычно это малыши с неврологической настороженностью, от которых родители ждут подобных подвохов.
Проблема детей с нарушением восприятия слуха – это необходимость научить ребенка различать звуки и их тональность. В данном случае используют соотношения неречевых звуков и картинки. К примеру, мама звонит в колокольчик и показывает его на картинке. То же она проделывает с дудочкой. Затем прячет инструменты и за спиной, а ребенок, ориентируясь только на издаваемый ими звук показывает соответствующую картинку. Для этих целей можно использовать аудио записи. Постепенно из неречевых звуков ребенок учится различать речевые. Принцип тот же. Работа начинается с короткой фонетической конструкции и постепенно расширяется. Как видите, работа долгая и требует времени и сил. Сложно, когда помимо развивающих занятий маме и специалисту приходится тратить время на выработку обучающего поведения.
Фонетические нарушения достаточно распространенное явление, однако до сих пор некоторые центры и специалисты открыто считают данный диагноз приговором. Сенсорный алалик (дисфазик, аутист) никогда не выйдет в норму и не компенсируется, тут можно ставить крест. Данная проблема связана с тем, что в нашей системе существует разделение на логопедов педагогов и клинических логопедов-афазиологов. Логопеды педагоги в 1 очередь обучаются работать с легкими речевыми нарушениями. Логопеды афазиологи в основном работают со взрослыми, перенесшими вторичные поражения мозга. Данные специалисты цепляются за сохранные навыки закрепленные в памяти памяти. Ребенок с тяжелым сенсорным поражением оказывается неудал. У детей не за что зацепиться, у них нет жизненного опыта, сформированной способности к чтению или письму, которые можно было бы использовать в коррекции. Данным малышам речь нужно создавать полностью искусственно с нуля, начиная от словаря, заканчивая диалогом и монологом, в процессе обучая ребенка чтению и письму, а это крайне объемный и сложный фронт работ. Если малышу с моторной алалией данный аспект дается проще, так как у него нет проблемы с формированием пассивного словаря, то малышу со слуховым сенсорным поражением работа над недугом дается в разы сложнее, и отнимает намного больше времени и сил. К сожалению, чаще всего сенсорное поражение соединяется с моторным, и помимо восприятия слуха ребенок имеет и нарушения произношения.
Давайте рассмотрим данный аспект.
Запущенный ребенок с тяжелым фонетическим нарушением действительно выглядит страшно. На речь не реагирует, находится в своем мире. Ориентируется на ситуацию, которую понимает не всегда, дабы улучшить и упорядочить свое положение крайне привязан к режиму, боится перемен. Из-за нарушения коммуникации истерики непонимания становятся нормой. На фоне первичной фонетической задержки возникает вторичная-психическая. Словарь не накапливается, фраза не формируется, таким детям практически ничего не стоит скатиться во вторичную умственную отсталость в связи с выраженной задержкой развития при нарушении коммуникации, в следствии первичных фонетических проблем.
Самое важное в коррекции тяжелых фонетических нарушений- время. Мама, что видит отсутствие реакции ребенка на собственное имя, проблемы с пониманием и восприятием речи должна немедленно обратиться к специалисту и начать коррекционные занятия. Чем раньше это будет сделано, тем больше у ребенка шансов на восстановление.
Легкие нарушения фонетического восприятия чаще всего становятся очевидными в начальной школе. Нарушения корректируется при помощи логопедических пособий и педагогической работы. Отработка звуков в словах, твердых и мягких позициях. Данные нарушения не влияют на развитие в целом, и не становятся причиной умственных патологий.
Часто ребенок неправильно слышит звук, и соответственно неправильно его произносит. При работе с нарушением произношения логопеды всегда становятся уделять внимание фонетической проблеме.
А Вы сталкивались с нарушениями фонетического слуха, сколько времени у Вас ушло на коррекцию данной патологии?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.