Найти тему
Логопед Анна Полякова

Нарушения фонетического слуха у детей, и их страшные последствия.

Нарушения фонетического слуха - это поражение возникающие из-за неумения воспринимать фонетическую информацию. Иными словами, ребенок с трудом воспринимает слышимый поток. Обычно причина у данного поражения проста-нарушение в работе головного мозга. Так же стоит отдельно выделить слабо слышащих детей, им необходима работа с сурдопедагогом.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Степень нарушения восприятия звуков очень варьируется. От самых незначительных, когда малыш путает похожие по звучанию слова. Делает ошибки при чтении и письме, до значительных и грубых вызывающих сенсорную агнезию. При которой ребенок совершенно не различает и не выделяет слова из общего звукового потока.

Как не странно в нашей логопедической системе существуют градации. Для тяжелых и легких нарушений. Тяжелые нарушения такие как сенсорная алалия, афазия, аутизм- относят в группу сложно корректируемых. Прогноз по ним не однозначный. Так как редко удается убрать недуг полностью и сделать это вовремя. Данные недуги все-таки корректируют. Часто получается достаточно хорошо скорректировать ребенка, вывести его на речь при сохранении минимальных речевых недочетов присущих недугу. Данная работа требует большого количества сил и внимания со стороны семьи. Крайне важным моментом является время начала коррекции. Самый лучший результат показывают дети, развитием которых плотно занимаются с рождения. Обычно это малыши с неврологической настороженностью, от которых родители ждут подобных подвохов.

Проблема детей с нарушением восприятия слуха – это необходимость научить ребенка различать звуки и их тональность. В данном случае используют соотношения неречевых звуков и картинки. К примеру, мама звонит в колокольчик и показывает его на картинке. То же она проделывает с дудочкой. Затем прячет инструменты и за спиной, а ребенок, ориентируясь только на издаваемый ими звук показывает соответствующую картинку. Для этих целей можно использовать аудио записи. Постепенно из неречевых звуков ребенок учится различать речевые. Принцип тот же. Работа начинается с короткой фонетической конструкции и постепенно расширяется. Как видите, работа долгая и требует времени и сил. Сложно, когда помимо развивающих занятий маме и специалисту приходится тратить время на выработку обучающего поведения.

Фонетические нарушения достаточно распространенное явление, однако до сих пор некоторые центры и специалисты открыто считают данный диагноз приговором. Сенсорный алалик (дисфазик, аутист) никогда не выйдет в норму и не компенсируется, тут можно ставить крест. Данная проблема связана с тем, что в нашей системе существует разделение на логопедов педагогов и клинических логопедов-афазиологов. Логопеды педагоги в 1 очередь обучаются работать с легкими речевыми нарушениями. Логопеды афазиологи в основном работают со взрослыми, перенесшими вторичные поражения мозга. Данные специалисты цепляются за сохранные навыки закрепленные в памяти памяти. Ребенок с тяжелым сенсорным поражением оказывается неудал. У детей не за что зацепиться, у них нет жизненного опыта, сформированной способности к чтению или письму, которые можно было бы использовать в коррекции. Данным малышам речь нужно создавать полностью искусственно с нуля, начиная от словаря, заканчивая диалогом и монологом, в процессе обучая ребенка чтению и письму, а это крайне объемный и сложный фронт работ. Если малышу с моторной алалией данный аспект дается проще, так как у него нет проблемы с формированием пассивного словаря, то малышу со слуховым сенсорным поражением работа над недугом дается в разы сложнее, и отнимает намного больше времени и сил. К сожалению, чаще всего сенсорное поражение соединяется с моторным, и помимо восприятия слуха ребенок имеет и нарушения произношения.

Давайте рассмотрим данный аспект.

Запущенный ребенок с тяжелым фонетическим нарушением действительно выглядит страшно. На речь не реагирует, находится в своем мире. Ориентируется на ситуацию, которую понимает не всегда, дабы улучшить и упорядочить свое положение крайне привязан к режиму, боится перемен. Из-за нарушения коммуникации истерики непонимания становятся нормой. На фоне первичной фонетической задержки возникает вторичная-психическая. Словарь не накапливается, фраза не формируется, таким детям практически ничего не стоит скатиться во вторичную умственную отсталость в связи с выраженной задержкой развития при нарушении коммуникации, в следствии первичных фонетических проблем.

Самое важное в коррекции тяжелых фонетических нарушений- время. Мама, что видит отсутствие реакции ребенка на собственное имя, проблемы с пониманием и восприятием речи должна немедленно обратиться к специалисту и начать коррекционные занятия. Чем раньше это будет сделано, тем больше у ребенка шансов на восстановление.

Легкие нарушения фонетического восприятия чаще всего становятся очевидными в начальной школе. Нарушения корректируется при помощи логопедических пособий и педагогической работы. Отработка звуков в словах, твердых и мягких позициях. Данные нарушения не влияют на развитие в целом, и не становятся причиной умственных патологий.

Часто ребенок неправильно слышит звук, и соответственно неправильно его произносит. При работе с нарушением произношения логопеды всегда становятся уделять внимание фонетической проблеме.

А Вы сталкивались с нарушениями фонетического слуха, сколько времени у Вас ушло на коррекцию данной патологии?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.