Найти тему

Писать так, чтобы верили!

Как это было сказано в одной передаче, "Правдоподобно"!
Как это было сказано в одной передаче, "Правдоподобно"!

Что главное в фантастике? Придумать очередную завиральную историю? Ну, придумать, конечно, надо, да. Но, самое главное – придумать её так, чтобы те, кто будет её читать, поверили в прочитанное. И это, как мне кажется, самое сложное. Вот давайте я приведу пример из жизни. Давно ещё, когда я учился в школе, раздобыл я «Космического кадета». Да, на обложке было написано «Космический патруль», но… ошибка перевода, не более. И вот, я засел за чтение. Спустя какое-то время (курсантов, вроде как на борт «Рендольфа» отправили уже), я отложил книгу, и начал думать – как записаться в эту Патрульную Службу. Ну, потому что на самом деле, было написано настолько правдоподобно, что я поверил в то, что эта «контора» есть на самом деле. Как мне кажется, какие-либо комментарии тут уже просто излишни…

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, MetaModern671games, Дмитрий, Алексей Гнитько, Arti, Таня Топилина, Илья Фертиков, Тзинчит на минималках, Ольга Суханова, Олег и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!

Кстати, именно по этой причине мне очень сильно нравились произведения «раннего Хайнлайна». В них, на самом деле, было написано так, что в происходящее, на самом деле, можно было поверить. Это и ремонт скафандра своими силами, и «прогулка» по Луне, и всё остальное. К сожалению, «поздние» книги, такой магии уже просто не имеют. Хотя, конечно, это очень и очень субъективно, но всё же…

И тут написано неплохо...
И тут написано неплохо...

Ну, или давайте рассмотрим это всё более подробно. Вот смотрите, я читал – а потом и писал про «Хонорвёрс». Кстати, я читал не все книги, которые выходили, но определённое мнение у меня о книгах сложилось. И вот сразу – автор на самом деле продумал свой мир, стараясь описать, что и как там работает, начиная от технологий и заканчивая политическим строем в двух главных «игроках» – «Мантикоре» и «Хэвене». И ведь, получилось же! И то, как описано общество на Грейсоне – тоже было интересно, как и описание их политических соперников с Масады… То есть, при чтении, ты отлично понимаешь, что всего этого на самом деле, конечно же, нет, но если бы было – то это могло бы быть именно так. И снова – автор смог написать так, что в написанное можно было поверить…

Не надо это читать!
Не надо это читать!

К стыду своему, я, наверное, не смог бы привести в пример таких книг, когда при чтении хотелось просто отложить книгу, и сказать что-то типа: «Автор, что ты такое несёшь?». Ну, разве что «Батлерианский джихад», от сына Фрэнка Герберта, так как некоторые решения, что принимали герои (например, кимек Агамемнон, который, на минуточку, «главный военный» у машин!) – вызывали у меня сомнения в адекватности этих самых героев. Знаете, я встречал обзорщиков книг, которые не ругали прочитанное. Они говорили о том, что «вот, в приквелах «Дюны» нет той фирменной стилистики, что была в оригинале, нет «планов внутри планов», и так далее, а я вот скажу проще. Просто Брайн Герберт не смог придумать интересной идеи о том, как можно было показать «крутизну» главного героя. Вот и начал громоздить сюжетные линии, которые были совершенно не нужны. О проработке мира и прочих вещах, что были описаны в «Батлерианском джихаде», я даже говорить не буду, так как… книга на самом деле плохая.

Про «фантастику» Пелевина я говорить не буду, так как не хочу портить канал воспоминаниями о том, что назвать «фантастикой» – значит, опозорить этот прекрасный термин.

А всё же, большая часть книг, которые я читал за свою жизнь – были именно качественными. В то, что там происходило, можно было на самом деле поверить, так хорошо это было описано, так правдоподобно. Собственно, именно потому я до сих пор и люблю фантастику…

Вот и думай, о чём думал художник...
Вот и думай, о чём думал художник...

И вот, смотрите, как это работает. Например, если автор хочет написать о том, как корабль пролетел за какое-то, достаточно скромное время, очень большое расстояние – наверное, ему (или ей), стоит рассказать о том, что есть какие-то способы летать быстрее света. На самом деле, можно даже их не описывать с точки зрения астрофизика – вон, Андрэ Нортон, например, не особо заостряла на этом внимание, но цикл «Королева Солнца» – на самом деле, очень интересный. Или можно вспомнить, ту же Громыко с «Космоолухами» – да, там есть принцип с «прыжковым двигателем», он даже работает, и всё такое, но – кроме того, что нужна станция гашения, она не заостряет на этом внимания. И получается, на самом деле хорошо и интересно.

В общем-то, мне книги Громыко даже понравились...
В общем-то, мне книги Громыко даже понравились...

А вот, если автор на полном серьёзе пишет о том, что ракета долетела до соседней системы, не используя никаких систем, за дни/месяцы/годы, то как раз есть повод задуматься о том, что вообще автор написал. Если пародию, то это просто не смешно, если юмор, то даже юмор должен быть таким, чтобы читатель верил в то, что он читает. Кстати, у Громыко как раз и получается шутить, так что, глупостей в книгах не видно (это не говорит о том, что их там нет!).

Вот как-то так "Дерна" могла выглядеть...
Вот как-то так "Дерна" могла выглядеть...

Или взять «Звёздный корпус», и транспортный корабль «Дерна». То, как именно он добирался до системы Иштар, описано вполне себе правдоподобно. Корабль при помощи буксиров отошёл от базы в точке Лагранжа, где его загружали и готовили к полёту, они же вывели его подальше от Земли и Луны, после чего придали какое-то ускорение. И вот только потом, когда «Дерна» удалилась от всех важных планет Солнечной системы, был запущен её маршевый двигатель. А двигатель там был хороший. Вполне себе может быть, что автор (Йен Дуглас), смотрел «Москву-Кассиопею», так как привод «Дерны» как раз и был «аннигилляционный, релятивистско-ядерный». И корабль, на самом деле, добрался от Земли до системы Иштар за десять лет (там восемь световых лет расстояние было). На корабле, понятное дело, прошло только два года, а морпехи и вовсе течения времени не заметили, так как сладко спали в криокапсулах. Корабль, кстати говоря, полностью вели искины. Экипаж начали будить только перед торможением… Вот это я могу назвать – да, в такое на самом деле можно поверить. Но там автор не отрицает и полётов быстрее света, что потом и будет показано…

И нет, я не говорю, конечно, что автор, когда пишет ту, или иную книгу, должен быть экспертом в области физики, астрономии или подобных вещей, которые будут описаны в его произведении. Но вот, хотя бы элементарно понимать, о чём именно он пишет – он должен. Ну, просто, чтобы в то, что он напишет, можно было поверить. Чтобы люди читали книги и верили в написанное. Потому что, именно так и должна быть написана хорошая фантастика – чтобы люди верили в написанное и мечтали о нём…

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!