Найти тему
Сценарист.ру

Что стоит за бесконечными правками от редактора?

Автор Вячеслав Киреев

«Сценарий не пишется, а переписывается» — кто придумал этот тезис, я не знаю, но это явно придумал человек очень недалёкий. Точнее, очень далёкий от практической работы киносценариста.

В общепринятой договорной практике кинокомпаний и традиционно в среде киносценаристов принято договариваться о трёх правках. На практике это предполагает 4 версии написанного текста: первый драфт и следующие за ним три корректировки текста согласно требованиям разных инстанций — редактора, режиссера и продюсера. Иногда в эту цепочку включается консультант. Правок может быть больше, но все они должны оплачиваться дополнительно, вне рамок оговоренного в договоре гонорара. Любой каприз за ваши деньги.

Когда читаете договор, пожалуйста, всегда обращайте внимание на этот пункт. Кроме того, я бы настоятельно рекомендовал указывать ещё и объём правок. При утверждённом синопсисе и поэпизоднике объём правок не может превышать 20%, но в договоре лучше указывать 10-15%.

Один раз мой сценарий приняли вообще без правок и сняли дословно, практически без изменений. В дежурном режиме достаточно одной правки, чтобы скорректировать некоторые нюансы, которые вы пропустили от невнимания или недостаточного знания проекта / технических условий. Иногда требуется вторая правка, которая может прийти к вам от редактора или уже от режиссера/продюсера. В очень редких случаях творческого кризиса может потребоваться ещё одна правка. В стандарном, обычном режиме трёх правок более чем достаточно.

Ловушка вас может поджидать на уровне создания синопсиса, как правило расширенного. Это примерно 3-5 страниц текста, может быть немного больше. Выглядит это так (как правило):

Вы пытаетесь вписаться в некий проект, вам присылают подробное техзадание, вы просматриваете уже экранизированные серии этого проекта и приступаете к работе. Я, как правило, смотрю только пилотную серию и ещё одну произвольную, одну из последних вышедших. Этого вполне достаточно чтобы визуализировать в голове постоянные локации и постоянных персонажей.

Далее вы пишете расширенный синопсис и отправляете редактору. После этого начинается пинг-понг. Редактор присылает вам кучу правок, вы старательно исправляете текст, шлёте редактору и этот процесс повторяется бесконечно.

В такую ловушку я попадался несколько раз. Однажды я сидел в уютном домике за границей и обстоятельства сложились так, что я остался без денег. Когда одна из кинокомпаний предложила мне срочно подокторить сценарий пилотной серии нового проекта я не задумываясь согласился. Сценарий нужно было фактически переписать заново, сохраняя лишь главную сюжетную линию. Я быстро всё сделал, немного подправили, рассчитались, обе стороны были счастливы.

Неделю спустя эта же кинокомпания предлагает мне работать дальше. Концепция уже исправленного проекта изменилась, ГГ теперь не мальчик, а девочка, не мент, а журналист и вообще всё надо заново придумать. Да не вопрос, мы же так классно работаем! Мы же друзья и вообще всё круто!

Проект разбивается на этапы. Я пишу концепт, характеристики героев и это всё щедро оплачивается. Переходим к синопсису и начинается пинг-понг. Сценаристу платят деньги за то, что он пишет сценарий в строгом соответствии с линией партии и правительства, то бишь, согласно требованиям продюсера. Если он делает это хорошо и быстро, то это щедро оплачивается.

Никто не любит сценаристов, которые на каждое замечание начинают возмущаться и отстаивать свою позицию, сценаристам не за это платят. Кроме того, лично я исхожу из предположения, что все участники кинопроцесса стремятся сделать хорошее кино и не намерены устраивать диверсии, то есть, вносить неадекватные изменения в текст сценария. Если просят изменить — значит им это для чего-то нужно. Поэтому я всегда молча и в точности следую указаниям редактора.

Однако в данном конкретном случае шквал постоянных правок неизменно приводил попытки улучшить сценарий в закономерный логический тупик. Дважды приходилось обнулять содержимое и начинать синопсис (всю историю) абсолютно заново.

Я человек добрый и терпеливый, но спустя пару месяцев пинг-понга даже я не выдержал и попросил рассчитаться. В этот момент выяснилось, что в договоре не было указано количество правок и фактически, кинокомпания могла эксплуатировать меня просто бесконечно и забесплатно. Договор подписывал не глядя, ну, мы же друзья, мы круто поработали вместе, мы партнёры, да и деньги нужны очень. К чему сомнения? Волк тамбовский вам товарищ, друг и партнёр, а не кинокомпания.

История закончилась плохо, грустно, но очень поучительно. Проект не был реализован. С тех пор в моих договорах только три правки с указанием процентов исправлений. Если это кому-то не нравится, значит мне с ним не по пути.

В обычной жизни начинающий сценарист чаще всего может попасть на пинг-понг с правками, если он пытается вписаться в процедурал. Процедурал — это жёстко регламентированный вертикальный сериал, как правило детективный. Ну, например, долгожитель «След» является процедуралом. Там сейчас вроде неплохо платят, что-то около 150 000 рублей за серию. Адрес известен, любой желающий может попробовать свои силы. Там из вас вынут мозг, выпьют всю кровь, но строчку в фильмографии вы заработаете.

Мне известно достаточно много фактов успешной работы сценаристов на процедуралах, однако мой личный опыт всегда был негативным. Как минимум дважды я попадал на пинг-понг и всё сводилось к результату, озвученному на скриншоте, который и стал причиной написания этой статьи. Прелесть ситуации с процедуралом в том, что вы получаете деньги по факту принятого и написанного сценария, а договор, если и подписывается, то только постфактум. Это означает, что вы в любой момент можете спрыгнуть с этого поезда.

Почему на процедуралах происходит этот пинг-понг? Некомпетентность редакторов? Что-то другое? Попробуем разобраться.

Лет семь назад я много ездил по России и по заграницам, это был творчески активный период, и в какой-то момент меня пригласили в Москву, в кинокомпанию Телеформат для встречи с генпродюсером. Они меня очень хотели, кто-то меня рекомендовал, к тому же мой путь часто пролегал через Москву, поэтому грех было не отказаться.

Я поприсутствовал на встрече редакторов с генпродюсером, где редакторы зачитывают авторские сюжеты, продюсер сидит, слушает и соглашается/отказывается от сюжета или говорит, что и как изменить. Редактор записывает и затем транслирует это автору. Продюсер ничего не читает, он внимательно слушает. Мне такой подход непонятен, но люди по-разному воспринимают информацию, этот метод работает, доказал свою эффективность, поэтому не мне его критиковать.

Потом мы побеседовали с генпродюсером приватно. Мне было предложено открыть отделение этой кинокомпании в Санкт-Петербурге, собрать в кучу всех питерских сценаристов и продолжить успешный проект уже на местности. Я не сказал ни да ни нет и уехал. Было понятно, что если я вписываюсь, то ближайший год мне придется работать минимум по 12 часов в день, каждый день, а я не был к этому готов. В то время развивалась моя любовь с киношколой при Ленфильме, где я начал преподавать кинодраматургию, плюс были проекты с питерской кинокомпанией и бросать это всё ради мутных перспектив со скучнейшими процедуралами я не захотел.

В процедуралах система оплаты выглядит следующим образом. Сценарист получает 150 000, редактор 50 000, а шеф-редактор тысяч 30. Цифры не точные, но примерно описывают реальную ситуацию. Шеф-редактор курирует всех редакторов. Редакторы как правило пишут сценарии и сами. Набирают в простые редакторы людей далёких от практической работы сценариста, но с каким-то приличным званию образованием, например филологическим или киношным.

Истоки возникновения пинг-понга я вижу в двух моментах. 1) Редактор старательный идиот. 2) Редактор сливает сюжет, чтобы использовать его для написания собственного сценария.

В процессе общения с продюсером мне было прямым текстом сказано, что проект в немалой степени живет на сюжетах, заброшенных авторами. То есть, начинающий автор попробовал, написал пару версий, а потом исчез. Редактор берет этот сюжет, творчески перерабатывает и запускает в производство.

Осмелюсь предположить, что нечистоплотные редакторы вполне могут делать это намеренно, ведь в этом случае они получат деньги и как сценаристы и как редакторы. Сценарист ведь всё равно не узнает, был ли его проект представлен продюсеру или нет, а отсматривать полторы тыщи серий Следа в поисках украденного сюжета точно никто не будет, так что риски здесь настолько незначительные, что грех не воспользоваться.

Что делать, если вам стало очевидно, что вы попали на пинг-понг? Откажитесь от этого проекта. Вы сэкономите время и нервы. В некоторых случаях можно продать кинокомпании идею, за небольшие деньги, тысяч за 20-30. Если редактор вдруг предложит вам это — сразу соглашайтесь, получайте деньги и уходите в сторону. Займитесь чем-нибудь действительно полезным.

Опытный редактор всегда найдёт к чему придраться. Если вдруг вам становится очевидным, что редакторские претензии к вашему сценарию очевидно неадекватные — отказывайтесь от этого проекта. Это жалко, обидно, но поверьте, вы от этого только выигрываете. В будущем вам это станет очевидно.

Это может происходить от психологического несовмещения вас и редактора, либо редактор намеренно хочет от вас избавиться по тем или иным причинам. Возможно он хочет отжать сюжет, возможно им ваш сюжет уже не нужен, а причину объяснять редактор не хочет.

В общем, ситуации быват самые разные. Самое главное — читайте договор и вносите в него нужные вам изменения. Изменения должны быть разумными, адекватными согласно вашей конкретной ситуации и не должны ущемлять права продюсера. Не хотят менять договор — отказывайтесь от проекта.

Если пишете без договора и попали на пинг-понг — сделайте всё, на что хватит вашего терпения, попытайтесь приложить все усилия чтобы довести начатое до логического конца, но если света в конце тоннеля не видно — уходите. Не тратьте понапрасну время и силы. Придуманный сюжет вы всегда сможете адаптировать для другого, похожего проекта, так что ваши усилия не пропадут даром.

Удачи!

------------------------------------------------------------------

Поддержать канал:

Любой разовой суммой на платформе ВК.

Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.

Подписаться на канал «Новости киноиндустрии» в Телеграмм.

Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества:

На платформе Patreon (заграничные банковские карты)

На платформе Boosty (российские банковские карты)