Корпоративные браки: новые времена - новые традиции или воплощение в жизнь старых обычаев и традиций. «Корпоративные браки» - термин, который вынужденно появился в моих интерпретациях, в связи с повторяющимися запросами, которые являются темой данной статьи.
Всё больше молодых клиенток приходят с запросом: «Папа познакомил с парнем и «выдал» замуж», (приговаривая: сама неизвестно кого приведёшь). В основном, это женихи, со слов папы, подающие надежды. На зятьёв оформляют несколько «дочек» (дочерних предприятий), т.е. зять как носитель другой фамилии и на него можно оформить бизнес.
У дочерей со временем наступает момент, когда возникает вопрос: «Хочу развестись, НО…. папа не разрешает». Папа видит в зяте «перспективного партнёра», но никто не предполагает, какой он муж и будет ли он любить свою «корпоративную жену»?
Желание развестись у одной из клиенток назревало на протяжении почти всего совместного проживания (11 лет), т.к. через три года после свадьбы она узнала, что у мужа вторая семья, но сколько бы она не говорила об этом родителям, они «не слышали» её, т.к. финансовые выгоды были «весомее», чем благополучие дочери. Аргументировались измены зятя тем, что в мусульманских традициях полигамность мужчины закономерна, упоминая при этом имя пророка Мухаммед Пайгамбара, у которого было (по разным источникам) 11-13 жён. Никому не было интересно, что при этом чувствует дочь, как страдает её нарциссическая гордость и что именно ей приходится «сосуществовать» рядом с нечестивым мужем.
У другой клиентки, такой «корпоративный зять» «отжал» часть отцовского бизнеса и развёлся. Виноватую при этом сделали именно её, т.к. она «не смогла удержать мужа». С её слов, он любит её, но развёлся, потому что «достали» родители. Отец сам оформил на него бизнес, но, когда увидел деловитость, самостоятельность и независимость зятя, сам же начал ему завидовать и «доставать», требуя безапелляционного подчинения.
Возможно, нет ничего предрассудительного, в том, что папа «находит» дочери подходящего жениха. Традиции женить сыновей и выдавать дочерей замуж издревле играли важную роль в жизни казахов. В былые времена бывали случаи, когда семьи, знающие и уважающие друг друга, задолго до рождения детей договаривались стать сватами. Такая договорённость называлась «бел құда», - сватовство ещё до рождения. Также, зачастую детей могли сосватать «с колыбели» - «бесiк кұда».
При знакомстве молодых соблюдались национальные ценности величия и почтительности, за которыми просматривается «традиционный национальный код». Старшее поколение, к традиции сватовства подходило со всей ответственностью, безусловно, не желая детям зла. Спутника жизни для своих «кровиночек» старались выбирать соответствующего статуса и достатка, с заботой, чтобы в семье будущей снохи или зятя, «до седьмого колена», не было серьезных заболеваний, передаваемых по наследству.
Что касается русских традиций касательно выгодных браков, примером может служить мораль басни «Ягненок» И.А. Крылова, которая заключается в том, что молодой девушке-дворянке до замужества, необходимо:
.... тщательно беречь свою репутацию, чтобы не вызвать неприятные слухи в обществе и не отпугнуть достойных женихов. Во времена Крылова молодая дворянка должна была соблюдать определенные правила приличия: незамужняя девушка не могла оставаться наедине с мужчиной, ходить на свидания, флиртовать и т.д., так как это могло разрушить ее репутацию и лишить шансов на выгодный брак. (*** Источник данного материала: https://www.literaturus.ru/2018/09/moral-basni-jagnenok-krylova.html)
Возможно, папы, инициаторы «корпоративных браков» следуют былым, древним традициям и с заботой о дочери и её будущем «выдают» замуж.
Бывает, что при помощи папиной «протекции», «по расчёту» складываются и крепкие, дружные браки, но их мы называем счастливыми, и никак не «корпоративными».
Подводя итоги: что же делать девушкам в настоящее время:
- «…. исполнять волю Батюшки-царя (папы)?»,
- или же выбор и «последнее слово» в определении своей судьбы, за девушками, возможно, как в песне царевны Забавы: «А я не хочу, не хочу по расчету, А я по любви, по любви хочу!».
P.S. К каждому заявленному запросу мы относимся с уважением. Хотя эти две клиентки и пришли с решением разводится, мы исследуем с ними «Треугольник взаимоотношений» (отличный от «треугольника Карпмана»). Если бы их решение было «безоговорочным» - они бы не пришли на консультацию. Т.к. они пришли, значит «теплится надежда» и они не так категоричны касательно развода.
Аскаргалиева Назкен Байдулдановна
Магистр социальных наук
Кандидат Доктор PhD-психология
Открываю группу профессиональных супервизионных встреч, с подтверждением часов от ОППЛ.
Дата: 06.07.2023
Время проведения: еженедельно, четверг, 17.00 мск.
Автор: Аскаргалиева Назкен Байдулдановна
Психолог, Онкопсихолог Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru