Путешествия Иакинфа Бичурина по Центральной Азии, Тибету и Китаю. Отрывок из книги Сергея Маркова «Вечные следы. Неутомимый Иакинф Бичурин». 1973.
Четыре сочинения Иакинфа были увенчаны Демидовской премией Петербургской Академией наук. Он сделался непревзойдённым знатоком истории жизни народов Китая и Центральной Азии: китайцев, монголов, тибетцев, чжунгаров, манчжуров, уйгуров. «Описание Тибета», «Записки о Монголии», «Историческое обозрение ойротов», описание Пекина, на подробное изучение которого Иакинф потратил несколько лет жизни, - вот далеко не полный перечень книг, написанных им до 1851 года.
В 1851 голу из печати вышел обширный труд Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». До этого никто ещё не знакомил русскую и мировую науку с китайскими историческими источниками непосредственно в подлинниках. Исследователи обычно прибегали к изложениям, произвольным толкованием того или иного китайского сочинения.
Иакинф перевёл и изучил «Историю Старшего Дома Хань», охватывающую время с 202 года до нашей эры по 25 год нашей эры, «Историю Дома Тхан» - от 618 до 907 года нашей эры и пять других старинных летописных источников. Огромные познания Бичурина помогали ему разобраться в сложных событиях, описанных китайскими летописцами, точно датировать эти события, что само по себе было примером поразительного трудолюбия и научного подвига.
Водопад бесчисленных ценных сведений, низвергавшихся из глубины веков, Иакинф сумел направить в строгое русло. Так создавался труд, без которого немыслимо изучение исторического прошлого народов Китая и Центральной Азии. За столетие, истекшее со времени выхода этой книги, она стала большой редкостью.
Иакинф приводил свидетельства из жизни древних народов – хуннов, усуней, юэчжей, хягасов, киданей, улоху, динлинов и других. Свидетельства эти говорят о древнейших связях Китая с народами Центральной Азии и областей Туркестана.
Около 104 года до нашей эры умер китайский путешественник Чжан-кянь, принесший в свою страну вести о «Западных странах». Он первым поведал о стране «Даюань» (Коканде), где было много золотого винограда, «небесных» коней и кормовой травы «му-су», на которой паслись чудесные кони Ферганской долины. Впоследствии в Китай были пригнаны первые табуны Туркестанских скакунов, а семена травы «му-су», посеянные возле богдыханского дворца, дали обильные всходы. Тогда же в Китае были посажены первые виноградные черенки, привезённые из Коканда. В богдыханском саду прижились вишни Кана (так китайцы называли область Самарканда), доставленные в Китай в VIIвеке.
Где-то в Бухарском оазисе, неподалёку от Катта-кургана, в VIIвеке до нашей эры стоял древний город Фумо, или Хэ, входивший в состав страны Малый Кангюй. Он находился на скрещении великих торговых путей, что было видно из стенной росписи фумосского дворца. На четырёх стенах здания – возможно, караван-сарая – были нарисованы изображения ханов Средней Азии, владык Индии и Китая.
Туркестанские мастера были очень искусны. В 424 году нашей эры люди, приехавшие в Китай из страны Большой Юечжи, столица которой находилась в Хиве, обучили китайцев изготовлению цветного стекла.
Рыжие и голубоглазые обитатели страны хягасов ходили в одеждах из собольих и рысьих мехов. Татуированные воины отважно сражались с уйгурами, покушавшимися на завоевания страны хягасов. Любопытны дальние торговые связи этого народа. Один раз в каждые три года из страны Даши к хягасам приходили караваны с драгоценными аравийскими тканями. Хягасы настолько прославились в Китае, что по приказу одного из богдыханов было создано изображения «государя хягас» и составлено описание хягасской державы, простиравшейся от Енисея и Оби до Восточного Туркестана и предгорий Тянь-Шаня. Из уст хягаса Чжу Хэ-со (Меткий Левша), побывавшего в Китае, китайские учёные узнали о быте и занятиях людей этой державы, обитавших войлочных шатрах и ловивших рыбу в осетровых реках.
В рукописях и книгах историков Китая написано о стране Шивей, располагавшейся, очевидно в верховьях Амура и Забайкалье. Это область суровых снегов и вместе с тем обиталище дорогих соболей. Шивейцы носили одежду, шитую из рыбьих кож и на зиму, уходили в подземные жилища. Некоторые учёные отождествляют с шивейцами тунгусов.
Иакинф поведал об обширных международных связях Китая. Китайцы ещё в V-VI веках нашей эры знали об обитателях Северной Америки, которую они называли страной Фузан. Есть на первый взгляд фантастическое, повествование путешественника Хой Шена, который в 502 году нашей эры явился к императору Ю-ф и доложил ему сведения о Фузане и его жителях. Сведения эти были записаны и впоследствии обработаны знаменитым учёным Ма-Дуань-линем. Неважно. Побывал ли сам Хой Шень в стране за великим морем. Известно другое: китайцы имели точное преставление о пути в Америку через алеутские острова и Аляску.
К 636 году относится свидетельство летописи о далёкой стране Канг-Танг на самом юге Тихого океана. В 97 году нашей эры путешественник Гань Ин сумел дойти из Китая в страну Тяоджи, к западному Великому морю (Средиземное море). Он расспросил корабельщиков о дальней дороге в римские владения, и те сказали ему, что Великое море пространно, плыть по нему трудно и путники часто заболевают тоской по родине. Гань Ин, достигший Средиземного моря, вероятно через Иран, повернул обратно в Китай. «В прошлое время никто из китайцев не проникал так далеко», - замечает летописец. По возвращению на родину Гань Ин подробно описал страны, посещенные им во время похода.
В 166 голу нашей эры в гаванях Аннама появился корабль из далёких стран. На нём следовал в Китай посланник западного властелина Ань-тунн с подарками, состоявшими из слоновой кости, панцирей черепах и рогов нарвала. В VII веке китайцы принимали у себя послов калифа Османа, зятя Магомета. В связи с этим посольством китайские летописцы занесли в свои книги удивительные сведения о жизнеописания Магомета, свидетельства о походе арабов в Византию и Ново-Персидское царство.
Византия и Индия, Кашгар и Персия, Аравия и далёкие острова Южного океана – вот куда протягивал древний Китай нити политических и торговых связей.
На службе у китайского правительства в VII веке состоял алхимик Лугандо, родом из Восточной Индии. Зверинцы богдыханских дворцов пополнялись живыми сокровищами: «говорящими птицами», львами, леопардами, «птицами-верблюдами», яками, зубрами, слонами. Золото, горный хрусталь. Агат, самоцветы. Шкуры львов и барсов, соболя и куницы, кораллы и страусовые перья – всё это доставлялось в Китай из самых далёких стран.
Всё эти восточные открытия приводятся в летописи Иакинфа Бичурина.
Подготовил Борис Евдокимов /Кот Учёный Бова/
01.05.2023