Дебютировала сегодняшняя картина 10 марта 2023 года на кинофестивале “На север через северо-запад” и примерно два месяца спустя состоялся релиз в сети.
Не знаю, насколько это отразится на финансовом успехе картины в длительном будущем, но хотелось бы верить, что положительно, поскольку картина дуэта комедиографов Джона Френсиса Дейли и Джонатана М. Голдштейна “Подземелья и драконы: часть среди воров” определённо заслуживает всех похвал в свой адрес. Но обо всём по порядку.
О чём это?
Как и полагается хорошему фэнтези, сюжет сконцентрируется на группе разношёрстных персонажей, которую объединит главный герой для достижения своей цели, естественно, благородной.
И этот герой – бард Эдгин (Крис Пайн), который вместе с боевой подругой Хольгой (Мишель Родригес) сбегают из тюрьмы, чтобы вернуться к дочери Эдгина Кире (Хлоя Коулмэн), которую они вместе воспитывали после гибели жены Эдгина, попутно перейдя от законной деятельности к воровству, но сохранив честь. Однако после побега оказывается, что их бывший напарник Форг (Хью Грант)…
Впрочем, особо вдаваться в сюжет нет особой нужды (а то он может показаться несколько запутанным и глуповатым, хотя это не так). Всю нужную предпосылку главный герой расскажет в первые же двадцать минут фильма сам, притом куда интереснее, чем я сейчас. За это же время будет обозначена главная цель, и зритель с героями отправится в приключение.
Первое, что бросается в глаза при просмотре, это лёгкий, комедийный тон повествования. Да, это комедийное фентези с довольно приятным юмором, часто визуальным.
И визуал, кстати, тоже очень приятный. Я бы даже сказал атмосферный. В этот мир очень хочется вернуться снова (после первого просмотра я включил фильм повторно), он явно огромен, полон деталей и множества разных существ – они то и дело будут появляться в кадре.
Кстати, очень порадовало комбинирование визуальных эффектов, грима и аниматроники. Выросшие на фильмах Стэна Уинстона, Роба Боттина, Рика Бейкера, Грега Никотеро и других признанных мастеров по практическим спецэффектам точно испытают нотку ностальгической радости при просмотре “Подземелий и драконов”.
Да и сама постановка очень примечательная. Одна из лучших и динамичных сцен, например, имитирует съемку одним дублем в лучших традициях оскароносного оператора Эммануэля Любецки. А другая вскоре мимикрирует под Гая Ричи своим клиповым монтажом.
Я не фанат игр, на которых основывается эта экранизация (она не первая, кстати, а четвёртая), поэтому о близости к первоисточнику судить не могу. Но некоторые источники с теплотой отозвались о ссылках новой картины на игру-оригинал.
Впрочем, о других минусах тоже ничего не скажу. Они точно есть, как и у любого другого фильма (не говоря уж об экранизации игры), но атмосфера, юмор и изобретательность создателей затмили для меня все недостатки. Это же классическое приключенческое фэнтези, за которое стоит любить этот жанр и которого мне не хватало, кажется, очень долгое время. Лёгкое и смешное, но в то же время зрелищное и кинематографичное.
И тем досаднее выглядит провал в театральном прокате. При производственном бюджете в 150 млн $ картина освоила в мире только 208 (из которых на родине всего лишь 93). Хотя оценки в основном положительные. Критики с Томатов оценили новую экранизацию аж на 90 %, а Метакритик выдаёт 72 из 100. Зрителям тоже фильм пришёлся по душе: 7.3 на IMDb, 7.5 на Кинопоиске и 93 % на Томатах.
Возможно недобор связан с несколькими переносами, снизившими интерес публики. Первоначально картину хотели выпустить в прокат летом 2021 года.
Что в итоге?
А в итоге получилось отличное фэнтези, которое и увлечёт, и развлечёт, и повеселит, и впечатлит. Ну где ещё Вы увидите дракона похожего на Кота в сапогах из четвёртого “Шрека”?