Найти тему

Обыкновенный гений без ореола святости

«Человечество заподозрило все исповеди, начиная от исповеди Августина, продолжая признаниями Бенвенуто Челлини, Казановы, Ламартина, Руссо и Толстого, в неискренности. Говорят, что человек, пишущий для потомства, уже не может быть безусловно искренним. Однако все-таки следовало бы признать, что лучшим биографом человека был бы он сам - конечно, при желании сказать о себе правду. Посторонний по оставшимся документам мог бы только приблизительно угадывать истину».

А.А. Измайлов

На занятиях со студентами часто приходится слышать факты о писателях фейкового содержания. Это объясняется очень просто – время блогеров, пранкеров и хейтеров побуждает подвергать ревизии кумиров прошлого, создавать иллюзию разоблачения сокрытой информации, например, такие заголовки, как «Чехов – диссидент», «Нетрадиционная ориентация Толстого» и прочая ерунда.

Предлагаю сравнить две биографии А.П. Чехова, написанные А.А. Измайловым и Д. Рейфилдом.

Значительным достижением известного петербургского критика Александра Алексеевича Измайлова (1873-1921) является его историко-литературный труд «Чехов. 1860-1904. Биографический набросок», традиционно признающийся в чеховедении первой биографией писателя. Архив литератора, репрезентативная часть которого сохранилась в Рукописном отделе ИРЛИ, позволяет реконструировать отдельные факты истории создания книги. Эпистолярные материалы, отложившиеся в измайловском фонде, а также воспоминания современников дают возможность увидеть, какие факты чеховской жизни стали объектом обсуждения биографа с современниками писателя. Это труд нескольких лет скромно обозначен как «Биографический набросок», потому что постичь жизнь гения сложно. То, что Измаилов пишет не о человеке, а о писателе, отражено в самом названии.

Сравним с другой работой «Жизнь Антона Чехова» Д. Рейфилда. Тут акцент не на творчестве, на человеке переломной эпохи.

-2

Книга вызвала бурные споры среди читающей аудитории России. Камнем преткновения, прежде всего, стали подробности бытового и сексуального поведения, снижающая лексика писем, довольно циничные подчас высказывания Чехова, которые почти никогда не становились предметом публикаций о писателе. Возникает вопрос: зачем это надо было английскому биографу?

Вот ответ автора биографии:

Рейфилд: Наоборот, мы наконец освободились от советских ярлыков великого гуманиста и так далее. Чехов стал, по-моему, сложнее, но для меня, по крайней мере, еще симпатичнее. Донжуанство Чехова, по крайней мере, до его женитьбы, до известной степени вписывается в нравственность московской интеллигенции и богемы ХIХ века и к тому же объясняется его почти паническим страхом, что, связываясь с одной женщиной, он потеряет ту ограниченную личную свободу, которую он с таким трудом завоевал для себя»

Такая биография побудила многих блогеров на написание этюдов «о безобразном». Например, «Тайная жизнь писателя»: «От чеховедов и музейных работников правду не услышишь. Не могут же они рубить сук, на котором сидят». А кто нам дал право вторгаться в личную жизнь художника, да еще и судить его? Сразу же вспоминается Пушкин: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным…Цель его — характеры и резкая картина нравов». Или знаменитое высказывание о потерянном дневнике Байрона: Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? черт с ними! слава богу, что потеряны. Он исповедался в своих стихах, невольно, увлеченный восторгом. Оставь любопытство толпе и будь заодно с Гением».

Сам же автор в эпиграфе ко всей своей работе выразил отношение к русскому писателю, которого знает весь мир: «Кто бы мог ожидать, что из нужника выйдет такой гений».

А Чехов гений! Он научил весь мир писать по-другому, а именно видеть в мелочах жизни ее смысл, изменил природу драматического конфликта, показ человека в его экзистенциальной сущности. Поэтому нужно читать не биографии, а сами тексты. Тогда у каждого сложится свой мир поэтики Чехова. А вот до его личной жизни ни у кого не должно быть дела, не нам его судить.

-3

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ