Слов, которые подходят и специально подобраны для практики метта, превеликое множество. Они изначально взяты из традиционных (и не только буддийских!) практик.
Как переводчик, замечу, что в преломлении многочисленных переводов через второй или третий иностранный язык они пришли к нам в форме, которую нам достаточно трудно понять и даже похоже на что-то церковное.
Отдельная сложность для понимания заключается в том, что слово "счастье", которое встречается во всех формулировках, в буддизме подразумевает не то, что понимаем мы, современные люди.
Быть счастливым в буддийском контексте - достичь просвелтления, то есть постичь природу вещей и пустотности всего, и уметь жить с этим дальше беспрестрастно, то есть не давая оценок "плохой/хороший" и не стремиться всеми правдами и неправдами получить условно хорошее и избежать условно плохого.
Один мой взрослый и состоятельный клиент спросил: "Зачем мне желать своему другу счастья? Не лучше ли пожелать ему новую машину! Так он хоть порадуется, а это неопределенное счастье он и понять не сможет"
Что вы думаете, глупо ли желать счастья другим, учитывая то, что для них счастье - даже в нашем европейском и светском прочтении как "быть довольным своей жизнью" - для каждого будет разным?
Оставляю для вас этот вопрос и перехожу к непосредственно формулировкам, чтобы посмотреть, чего желали исторически.
Слова для практики метта
Предлагаю вам три версии текста пожелания добра и счастья для практики метта.
Простое традиционное пожелание:
Пусть я буду счастлива, пусть у меня будут причины для счастья.
Пожелание себе (версия 1):
Пусть я буду свободен от враждебности,
свободен от печали,
свободен от страданий;
пусть я буду жить счастливо
Пожелание другим (версия 2):
Пусть будешь ты счастлив и здоров.
Пусть будешь ты свободен от страданий.
Пусть будешь ты в гармонии с собой и с Миром.
Пусть будешь любим.
Пусть будешь ты благополучен.
Но можно и без слов!
Неутомимые ученые доказали, что слова не важны! Вы можете вообще ничего не говорить, если без слов удается вызвать нужное чувство.
Почему это стало возможно? Дело в том, что традиционные практики рассчитаны не только на образованных людей, которые могут мыслить абстрактными понятиями и вообще люди с тремя высшими образованиями. Предлагая такую формулировку, монахи побуждали прихожан и себя почувствовать доброжелательность на трех уровнях: ума - то есть мыслей и эмоций, речи - то есть слов, тела - то есть ощущений.
Если я вас сейчас попрошу почувствовать доброжелательность в теле, то многие не смогут. Может вы сейчас вообще в другом настроении!
Тогда я попрошу вас подумать о вашем хорошем друге или подруге и через пару минут спрошу, как вы чувствуете доброжелательность в теле. Получится лучше.
И в третий раз я попрошу вас начать желать этому другу или подруге всего самого наилучшего, и возможно даже, они вам в ответ будут улыбаться. Представили? Можете теперь сказать, как вы ощущаете доброжелательность?
В результате регулярной практики метта снижается градус осуждения, повышается уровень доверия и открытости, появляется стремление к альтруизму и куча доказанных позитивных изменений на уровне физиологии. Так вот если вы будете делать эту практику какое-то время с ЛЮБЫМИ словами, эти изменения вам гарантированы! И можно будет даже без слов!
Так вы выбирайте любое на вкус и цвет! Они все волшебные🌟
#метта #сострадание #медитация #нейронаука #любящаядоброта #доброжелательнаяосознанность
----------
Познакомиться с Машей и узнать о ее истории и текущих проектах. Биографическая заметка
Живые Осознанные Встречи - бесплатное пространство для замедления ума и осознанных бесед каждый месяц Оставить заявку на ближайшую встречу
Марафоны Доброты к Себе: Внутренний Контролер Внутренний Самозванец Фонотека медитаций
Инстаграм Марафонов Доброты к Себе и книги о счастье с практиками раскрытия сердца Инстаграм