Спасибо "Вселенной" (между кавычек можно поставить то, что вам больше подходит) за молниеносное подкрепление достоверной информацией.
Вчера мной была опубликована заметка в блог, про взяимосвязь моего состояния в последнее время и моих социальных сетей.
И вот, на глаза попалась статья "Выявление информативных параметров поведения пользователей ВКонтакте как признаков депрессии", где авторы в лице Кисельниковой Н.В., Станкевич М.А., Даниной М.М., Куминской Е.А., Лавровой Е.В. [1] подтвердили мои ощущения.
По итогам исследования, наиболее значимыми для диагностики и профилактики депрессии пользователей социальной сети Вконтакте можно назвать следующие:
- Общая активность в социальной сети.
По словам авторов, в большинстве исследований оценивается экранное время, время последнего визита, общее время онлайн, и суммарно количество подписок, лайков и пр. В данном же исследовании авторы рассматривали именно количество человек во френдлистах и заполненность профиля материалами самоперезентации: информация о себе, дата рождения, фотографии, насколько по содержанию страницы можно отследить интересы человека и т.д.
Интересна информация, добытая авторами из иностранных исследований. Так например, в некоторых случаях депрессии отмечался рост «проблемного использования» социальных сетей: серфинг по чужим страницам, видео, фото и пр.
Авторы статьи обнаружили схожие показатели в виде большого количества подписок на различные паблики у людей с выраженной депрессией.
От себя мне хочется добавить идею про особенность нашего современного социума. Создавая информационный шум вокруг себя, человек, имеющий перекос в сферу фантазий, погружается в тревожное ощущение истекающего времени.
«Я не успеваю, вышивать, шить, вязать, рисовать, петь, завести собаку, быть классным психологом, заниматься саморазвитием, спортом, увлекаться правильным питанием, читать все отложенные книги и статьи по профессии, зарабатывать 100 миллионов тыщ до неба денег, а (о ужас) что будет, когда появятся дети; это значит – я недостаточно эффективен» – а чем подобные мысли не прекрасная почва для развития апатии, аутоагрессии и прочих штук, однозначно сообщающих о дезадаптации личности?
Большое количество подписок на разные паблики создает бесконечную ленту, бесконечный поток информации, алгоритмы работы социальной сети (на сегодняшний день не только Вконтакте, но и многих других) усиливают этот шум, добавляя рекомендуемые материалы в ленту. О, контекстная реклама...
Предположение авторов по итогу исследования этой стороны вопроса следующее: депрессия характеризуется снижением активности в отношении широкого спектра поведения, а социальные сети, по всей видимости, теряют свою ценность, как пространства для коммуникации и самопрезентации.
- Коммуникативная активность и социальная вовлеченность.
При сравнении данных людей с тяжелым и невыраженным уровнем депрессии у людей с невыраженным уровнем депрессии оказалось больше друзей и подписок во френдлистах. Причем увеличение числа друзей, возможно обусловлено добавлением в друзья бывших партнеров или подписки на незнакомых людей (исследование Д.Бейкер и Г. Алгорта (Baker, Algorta, 2016) также было изучено авторами). То есть на первый взгляд кажется, что у человека широкий круг контактов, но насколько продуктивны эти контакты – вопрос. По мнению авторов статьи подобное поведение является компенсацией снижения социальной активности.
Еще один интересный результат их исследования: чем ниже количество лайков на постах, продуцируемых человеком, тем больше связь с депрессией.
- Активность в коммуникации: направленность и экстраверсия.
Этот аспект авторы рассматривают, опираясь на оценку психолингвистических маркеров (согласно данному исследованию, психолингвистические маркеры – лингвистические особенности текста. раскрывающие характеристики автора и сигнализирующие о его психологическом состоянии). По-простому: сколько, что и с каким настроением мы пишем. Депрессия в исследовании проявилась через малый объем текста, либо его отсутствие, малое количество слов и предложений, малое количество сообщений.
В других исследованиях авторы обнаруживают взаимосвязь отсутствия депрессии с заполненностью информации «о себе» в профиле. По сути это ведь про готовность показываться обществу. В то время как при депрессии продуцируемая информация чаще преподносится с помощью чего-то (статусы, скрытые публикации на своей странице), что не позволяет открыто комментировать другим. И снова: соц.сеть теряет свою ценность площадки для коммуникации.
Наибольшую информацию и профилактическую, диагностическую ценность дает сочетание вышеперечисленных признаков с итогами исследования текстов на странице и в комментариях пользователя.
Благодарю безмерно авторов за их колоссальную работу. Ниже цепляю ссылочку на саму статью.
Литература:
- Кисельникова Н.В., Станкевич М.А., Данина М.М., Куминская Е.А., Лаврова Е.В. Выявление информативных параметров поведения пользователей социальной сети ВКонтакте как признаков депрессии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. №1. С. 73–88. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-1-73-88
Для того, чтобы записать себя или своего ребенка на консультацию, напишите мне в любом мессенджере
+79023848281 - WhatsApp, Telegram, Viber
Стоимость консультации с детьми/подростками - 1300 рублей, стоимость взрослой консультации - 1500 рублей.
Автор: Карташова Алина Игоревна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru