Найти тему
Андрей Аралов

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА 3. ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК

КРИЗИС. Достижение необходимого уровня компетентности

В конце этапа подъёма команда управления достигает минимально необходимого уровня совокупной компетентности, чтобы стабильно существовать и не ожидать катастрофических рисков:

  • Технологии бизнес-процессов разработаны. Члены команды понимают, как работает бизнес и могут управлять им без подсказок и понуканий.
  • Информационное поле команды управления сформировано, и в него включены все участники.
  • Распределены групповые роли, определены стереотипы этих ролей и создана иерархия.
  • Сформирован эмоциональный климат компании и условия личностного комфорта его участников.

Алгоритм подъема завершен, и бизнес входит в кризис достижения стабильности. Его можно сравнить с кризисом подросткового возраста:

Функциональные причины кризиса:

На этапе подъема бизнес решал в основном оперативные и тактические задачи. Выйти за рамки текущей ситуации команда старта не могла, в силу небольшой управленческой компетентности.

Когда насущные задачи выживания были решены, перед бизнесом встал вопрос «Как и куда развиваться?».

Возникла необходимость формулирования стратегии бизнеса, поскольку развитие без стратегических целей может погубить компанию.

Структурные причины кризиса:

Для каждого направления бизнеса создавалась своя рабочая группа с полным набором управленческих функций. Бизнес развивался экстенсивно, и очень быстро стал неуправляемым.

Структура управления аморфная. Она сложилась по мере того, как появлялись новые направления бизнеса и для них новые структурные единицы. Структура стала неэффективной, поскольку отразила историю фирмы, а не логику бизнеса.

Морфологические причины кризиса:

Большинство членов команды управления и специалистов достигли такого уровня личной компетентности, что постоянный контроль их действий и ресурсов становится ненужным.

Каждый управленец считает себя компетентным на своем рабочем месте, и имеет собственное представление о технологии своей работы и выполнении поставленных задач.

Авторитарный стиль управления не удовлетворяет не только подчиненных, но и лидера, поскольку он не знает, как руководить в новых условиях.

Девиз кризиса «Мы уже взрослые! Не мешайте нам мелочной опекой»

Главная опасность кризиса – нежелание руководителя ничего менять. Сохранение авторитарного стиля управления быстро приводит к элитарной иерархии.

СИСТЕМНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА ВЗРОСЛЕНИЯ И НЕДОПУСТИМОСТИ ЭЛИТАРНОЙ ИЕРАРХИИ

Удержать фирму от превращения в элитарную иерархию может только существование внутри команды достаточно сильной оппозиции элитарному лидеру. Оппозиция никак не вписывается в отношения беспрекословного подчинения и стремится разрушить любые ростки элитарной иерархии. Она имеет свое собственное мнение о путях развития компании и стремится это мнение распространить среди членов группы, вступив тем самым в борьбу с мнением лидера элитарной иерархии. Наиболее подходящими для создания оппозиции и множественности мнений в группе являются ее высококомпетентные члены. Если есть сильная оппозиция и развивающаяся структура, фирма готова к переходу на следующую стадию своего развития.

Генезисное решение:

Развитие есть изменение. Поэтому оставлять все по старому нельзя, нужно менять систему управления. Заканчивается единоличное авторитарное управление, его должна сменить командная работа.

Морфологическое решение:

Нужно сформировать команду управления, которая должна принимать стратегические решения и брать на себя ответственность за их выполнение.

Функциональное решение:

Команда управления должна сформулировать стратегию развития бизнеса. Лидер становится ответственным за реализацию этой стратегии.

Структурное решение:

Разработать новую структуру компании, соответствующую стратегии. Ликвидировать все направления бизнеса и подразделения, которые не работают на стратегию.

Если эти решения своевременно приняты, и компания не свалилась в элитарную иерархию, кризис заканчивается выработкой нового алгоритма – развитие компании через развитие профессионализма сотрудников.