Найти тему
Андрей Аралов

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА 2. СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО

АЛГОРИТМ. Фаза подъёма, распределение групповых ролей.

Алгоритм заключается в количественном росте компетентности за счет овладения опытом деятельности в бизнес – среде. Этот этап можно сравнить с детством. Цель команды управления – повзрослеть, т.е. достичь такого уровня компетентности, который необходим для самодостаточного существования бизнеса.

В начале этапа подъёма происходит распределение групповых ролей, когда каждый член группы находит в ней себе место. Обычно это место зависит от меры его компетентности. Распределяется эта компетентность по следующему графику:

График нормального распределения компетентности в группе
График нормального распределения компетентности в группе

Высококомпетентные ведущие - это те, которые несут самый большой энергетический заряд. Они эффективнее других работают на общие групповые цели. Они лучше других разбираются в обстановке. Они стремятся к победе, иногда даже жертвуя собой ради целей фирмы. Но в группе их недолюбливают, хотя и считают их “своими” и ценят их усилия. Их типичные характеристики:

  • Независимость и обидчивость.
  • Нарушение информационного баланса.
  • Постоянное стремление к новым технологиям, в ущерб старым.
  • Неприязнь к иерархии.
  • Хаотическое развитие
  • Борьба с лидером
  • Эмоциональная нестабильность

Малокомпетентные ведомые, у которых самый маленький энергетический потенциал. Эти люди не смогли войти в тесную совместную деятельность с остальными, не нашли применения своим качествам в общей групповой работе и поэтому занимают самые низшие места в формируемой групповой структуре.

  • Потребность в покровительстве
  • Преданность покровителю
  • Реактивное поведение
  • Нарушение информационного баланса
  • Неспособность к усвоению сложных технологий бизнеса

Гармоничные середняки - это участники, обладающие средним запасом компетентности Основная масса группы, которая в спокойном состоянии может делиться на мелкие группировки, объединенные более тесным дружеским контактом, но в экстремальных условиях она превращается в агрессивный монолит, способный противостоять любым внешним обстоятельствам и достигать любых целей.

  • Эмоциональная стабильность
  • Реактивное поведение
  • Склонность к иерархии
  • Поддержка лидера
  • Планомерное развитие
  • Соблюдение информационного баланса
  • Приверженность проверенным технологиям бизнеса
  • Потребность в групповой морали.

Авторитарный лидер

В силу того, что структура компании еще не развита, команда нуждается в таком органе, который бы объединил и скоординировал усилия ее членов. Он определит каждому члену команды его место и обязанности. Возьмет на себя ответственность за принимаемые решения. Защитит членов команды от внешних влияний и будет «каменной стеной», за которой все чувствуют себя в безопасности. Внутри команды он обеспечит взаимодействие участников, распределив обязанности и функции.

Авторитарный лидер – это человек середины, он появляется из гармоничных середняков. Он может обладать своими индивидуальными особенностями, но каждый авторитарный лидер стремится сознательно или бессознательно к законченному идеалу руководителя алгоритма подъёма:

  • Стереотипное и консервативное мышление. Авторитарный лидер стремится всегда придерживаться “средней линии”, проверенных способов решения проблем. Это предохраняет команду от авантюр и слишком рискованных действий.
  • Приверженность ценностям среднего класса. Он настороженно относится к «чересчур умным» ведущим из-за их стремления к независимости. К малокомпетентным ведомым он относится покровительственно, но старается общаться с ними через посредников. Такая отстраненность позволяет авторитарному лидеру сосредоточиться на интересах компании и яснее видеть ситуацию.
  • Вера в моральную чистоту своей команды и отказ в таковой всем другим. Понятия «хорошо» и «плохо» для авторитарного лидера означают «хорошо и плохо для компании». Это освобождает его от моральных обязательств в отношениях с внешним окружением, но одновременно накладывает жесткие моральные ограничения внутри команды, прежде всего обязанность заботиться и защищать ее членов.
  • Преувеличенный интерес к проблемам власти, силы и насилия. Авторитарный лидер предпочитает не убеждать и уговаривать, а действовать силовыми методами. Это подавляет инициативу членов команды, но очень часто такой инициативы нет - в силу того, что мало кто на этом этапе развития представляет, что надо делать.
  • Боязнь постороннего влияния. Авторитарный лидер опасается, что его команда попадет под власть «чужих» и требует создать барьеры от их проникновения. Этим он не только ограждает свою власть от возможной конкуренции, но и хранит команду управления от бесплодных дискуссий о ценностях и пересмотре целей.
  • Уверенность в том, что все средства хороши для достижения неизменно «высоких справедливых» целей компании. Эта доля цинизма происходит, прежде всего, от нацеленности на результат.
  • Склонность к ритуалам, титулам, отличиям и наградам. Авторитарный лидер требует соблюдения условностей и преследует тех, кто их нарушает. Он стремится к стабильности и предсказуемости обстановки внутри команды, чему все эти ритуалы способствуют.
  • Мистическая предрасположенность, стремление объяснить свою деятельность влиянием высших сил: начальства, собственников, моральных принципов и пр. Авторитарный лидер не так уверен в своей позиции, как это всегда кажется, поэтому он стремится подкрепить свою позицию внешними факторами.

После того, как произошло распределение групповых ролей, команда готова к дальнейшему развитию. Совокупная компетентность позволяет качественно увеличить эффективность бизнеса, и это приводит ко второму кризису - кризису достижения необходимого уровня компетентности.