Найти тему
Модная лавка 19 века

Могла ли вдова 19 века носить яркие и весёлые наряды?

Эту тему затронули в комментариях к статье: «Не такая Джемма»… Так ли плоха Вертинская в этой роли?

Вопрос возник неспроста. В фильме 1980 года Джемма, на первый взгляд, одета слишком нарядно для вдовы, потерявшей мужа и ребёнка. Да и не в характере Джеммы наряжаться…

 Кадр из фильма «Овод». 1980 год. Джемма в нарядном, но не слишком ярком туалете.
Кадр из фильма «Овод». 1980 год. Джемма в нарядном, но не слишком ярком туалете.

Но если говорить не о Джемме, а вообще?

Да. Этикет 19 века предписывал вдовам одеваться скромно.

Однако я уверена, что данное правило соблюдали далеко не все.

Ну, во-первых, зачем? Если помыслить логически, это ничего не давало, кроме одобрения консервативных людей. Но не наплевать ли, грубо говоря, на их мнение.

Конечно: если муж был дорог и любим, тут не до нарядов...

Но представьте: вы – Маша Троекурова из повести Пушкина «Дубровский». Стали бы вы скорбеть по поводу кончины ненавистного мужа? Вопрос риторический, ибо ответ ясен.

Положенное время траур пришлось бы носить. Годик с небольшим…

Ну а дальше… Нужно расцветить жизнь яркими красками! И смешно бояться чьего-то осуждения после всего пережитого. Мужчины не осудят, и многие дамы поймут. А кто не поймёт - их проблемы.

Скарлетт с изумрудно-зелёной шляпкой, подаренной Реттом.
Скарлетт с изумрудно-зелёной шляпкой, подаренной Реттом.

Тут, естественно, вспоминается роман «Унесённые ветром».

Но американский юг, а конкретно, штат Джорджия – это же была отсталая провинция. Не Париж и не Петербург. И даже не Нью-Йорк с Бостоном, где всех этих южан и их правила презирали.

«Даже когда я сниму траур. Нет, даже если снова выйду замуж. Тогда моими цветами станут темно-серый, коричневый я лиловый»…

Не смешно, увы. Речь идёт о насилии над человеческой личностью. И Скарлетт молодец, что восстаёт против сего негативного явления.

Плохие, жестокие, глупые, мракобесные условности кто-то должен сломать. И всегда, рано или поздно, найдутся те, кто сделает это.

Скарлетт в знаменитом зелёном наряде, сшитом из занавесок.
Скарлетт в знаменитом зелёном наряде, сшитом из занавесок.

Кстати… Когда Скарлетт вышла за Ретта, она стала одеваться совсем не как скромная вдова. И в романе не уточняется, в чём причина: 1. В характере Скарлетт. 2. В том, что она уже не вдова, а значит, всё позволено. 3. В том, что изменилась эпоха, и прежние установки не действуют.

Я думаю, тут сработали разом все три пункта.

Так, хорошо. А как же одеты вдовы-аристократки на портретах?

Наталья Пушкина на трёх портретах, написанных после смерти первого мужа, изображена в белых платьях. Значит, белый цвет однозначно подходил для вдовы. Даже – белый с красным.

В. И. Гау. Портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской, 1849 год.
В. И. Гау. Портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской, 1849 год.

Или белый с розовым, как на портрете Амалии Крюденер, музы Тютчева. Здесь она в возрасте около 50-ти, замужем второй раз.

Графиня Амалия Адлерберг в 1865 году.
Графиня Амалия Адлерберг в 1865 году.

А вот портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, вдовы Павла Первого:

Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Джордж Доу 1820-е годы.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Джордж Доу 1820-е годы.

Ниже - платья вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, вдовы Павла Первого.

Не слишком яркие, но не скучные и весьма шикарные. Жёлтое мне довелось видеть в Павловске. Оно бесподобно.

Бальное платье, 1827 год. Сшито из желтого шелкового атласа с муаровым узором.
Бальное платье, 1827 год. Сшито из желтого шелкового атласа с муаровым узором.
Парадное платье вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (вдовы Павла Первого) из муара, вторая половина 1820-х. Эрмитаж.
Парадное платье вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (вдовы Павла Первого) из муара, вторая половина 1820-х. Эрмитаж.

А вот и портрет вдовствующей императрицы в лазурном наряде.

Все эти оттенки не назовёшь броскими. Однако и ничего унылого здесь тоже нет. Обычные вещи, как у всех.

И раз вдовствующая императрица так одевалась, то и остальные дамы могли ей подражать.

Но, конечно, нельзя говорить за всю Европу с Америкой. Где-то было иначе, как в той же Джорджии из "Унесённых ветром".

Ну а Джемма в исполнении Вертинской...

Там только красное платье вызывает некоторые сомнения. Второе нарядное - цвета сливы, он относится к фиолетовой гамме, а все такие оттенки как раз подходили для вдов.

К. Кронноветтер. Портрет императрицы Марии Федоровны второй жены императора Павла Первого. Около 1828 года. Русский музей.
К. Кронноветтер. Портрет императрицы Марии Федоровны второй жены императора Павла Первого. Около 1828 года. Русский музей.

#стиль #мода и красота #портреты #искусство #женщины