Эту тему затронули в комментариях к статье: «Не такая Джемма»… Так ли плоха Вертинская в этой роли?
Вопрос возник неспроста. В фильме 1980 года Джемма, на первый взгляд, одета слишком нарядно для вдовы, потерявшей мужа и ребёнка. Да и не в характере Джеммы наряжаться…
Но если говорить не о Джемме, а вообще?
Да. Этикет 19 века предписывал вдовам одеваться скромно.
Однако я уверена, что данное правило соблюдали далеко не все.
Ну, во-первых, зачем? Если помыслить логически, это ничего не давало, кроме одобрения консервативных людей. Но не наплевать ли, грубо говоря, на их мнение.
Конечно: если муж был дорог и любим, тут не до нарядов...
Но представьте: вы – Маша Троекурова из повести Пушкина «Дубровский». Стали бы вы скорбеть по поводу кончины ненавистного мужа? Вопрос риторический, ибо ответ ясен.
Положенное время траур пришлось бы носить. Годик с небольшим…
Ну а дальше… Нужно расцветить жизнь яркими красками! И смешно бояться чьего-то осуждения после всего пережитого. Мужчины не осудят, и многие дамы поймут. А кто не поймёт - их проблемы.
Тут, естественно, вспоминается роман «Унесённые ветром».
Но американский юг, а конкретно, штат Джорджия – это же была отсталая провинция. Не Париж и не Петербург. И даже не Нью-Йорк с Бостоном, где всех этих южан и их правила презирали.
«Даже когда я сниму траур. Нет, даже если снова выйду замуж. Тогда моими цветами станут темно-серый, коричневый я лиловый»…
Не смешно, увы. Речь идёт о насилии над человеческой личностью. И Скарлетт молодец, что восстаёт против сего негативного явления.
Плохие, жестокие, глупые, мракобесные условности кто-то должен сломать. И всегда, рано или поздно, найдутся те, кто сделает это.
Кстати… Когда Скарлетт вышла за Ретта, она стала одеваться совсем не как скромная вдова. И в романе не уточняется, в чём причина: 1. В характере Скарлетт. 2. В том, что она уже не вдова, а значит, всё позволено. 3. В том, что изменилась эпоха, и прежние установки не действуют.
Я думаю, тут сработали разом все три пункта.
Так, хорошо. А как же одеты вдовы-аристократки на портретах?
Наталья Пушкина на трёх портретах, написанных после смерти первого мужа, изображена в белых платьях. Значит, белый цвет однозначно подходил для вдовы. Даже – белый с красным.
Или белый с розовым, как на портрете Амалии Крюденер, музы Тютчева. Здесь она в возрасте около 50-ти, замужем второй раз.
А вот портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, вдовы Павла Первого:
Ниже - платья вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, вдовы Павла Первого.
Не слишком яркие, но не скучные и весьма шикарные. Жёлтое мне довелось видеть в Павловске. Оно бесподобно.
А вот и портрет вдовствующей императрицы в лазурном наряде.
Все эти оттенки не назовёшь броскими. Однако и ничего унылого здесь тоже нет. Обычные вещи, как у всех.
И раз вдовствующая императрица так одевалась, то и остальные дамы могли ей подражать.
Но, конечно, нельзя говорить за всю Европу с Америкой. Где-то было иначе, как в той же Джорджии из "Унесённых ветром".
Ну а Джемма в исполнении Вертинской...
Там только красное платье вызывает некоторые сомнения. Второе нарядное - цвета сливы, он относится к фиолетовой гамме, а все такие оттенки как раз подходили для вдов.
#стиль #мода и красота #портреты #искусство #женщины