Найти в Дзене

"Снегирь", или Титаник наших дней

@Нина СПУТНИЦКАЯ Хлебников, размышляя о кризисах своего поколения, о 40-5о-летних россиянах, превращает производственную приключенческую историю о рыбаках в злободневный остросюжетный фильм-катастрофу. Основой нового фильма послужил роман “Три минуты молчания” [1]Георгия Владимова, написанный от первого лица в раннюю брежневскую эпоху. Сама по себе история сильно измененного цензурой романа неоднозначна и стоит упоминания хотя бы то, что ряд литературоведов связывают с его публикацией на страницах журнала “Новый мир” (наряду с другими текстами) скорый уход Александра Твардовского с поста главного редактора журнала. Автор этого неожиданного романа о рыбаках вышел за границы жанра в область социальной критики и подробного, документирующего непарадные моменты трудовой жизни рыбаков, бытописания, которое во многом оказалось сродни этнографическим изысканиям и не способствовало вдохновению молодого поколения. Размышление о природе советского человека Хлебников перемещает, думается не без

@Нина СПУТНИЦКАЯ

Хлебников, размышляя о кризисах своего поколения, о 40-5о-летних россиянах, превращает производственную приключенческую историю о рыбаках в злободневный остросюжетный фильм-катастрофу.

Основой нового фильма послужил роман “Три минуты молчания” [1]Георгия Владимова, написанный от первого лица в раннюю брежневскую эпоху. Сама по себе история сильно измененного цензурой романа неоднозначна и стоит упоминания хотя бы то, что ряд литературоведов связывают с его публикацией на страницах журнала “Новый мир” (наряду с другими текстами) скорый уход Александра Твардовского с поста главного редактора журнала. Автор этого неожиданного романа о рыбаках вышел за границы жанра в область социальной критики и подробного, документирующего непарадные моменты трудовой жизни рыбаков, бытописания, которое во многом оказалось сродни этнографическим изысканиям и не способствовало вдохновению молодого поколения.

Размышление о природе советского человека Хлебников перемещает, думается не без влияния Натальи Мещаниновой — мастера экранизации подростковой субкультуры, которая стала соавтором сценария, – в более конкретный конфликт и жанровые одежды. Роман Владимова становится поводом для Хлебникова сконструировать своё послание. Не повторяется даже название судна, заимствована лишь ситуация: если лирический герой писателя плавал как палубный матрос на рыболовном траулере 849 «Всадник» по трем морям Северной Атлантики, то герои Хлебникова вступают в поколенческий конфликт.

Итак, двум выпускникам мореходного училища предстоит пройти инициацию в компании крепко пьющих, мужественно переносящим все невзгоды суровых моряков на судне «Снегирь». Один из ребят, Максим (Олег Савостюк) попадает сюда осознанно, по рекомендации родственника – корабельного кока, и намерен продолжить карьеру: он лишнего не говорит, старшим не перечит, а на груди его красуется православный крестик, который намекает зрителю о смиренном нраве героя. Второй, Никита (Макар Хлебников), оказался в петербургской мореходке случайно. Он – москвич, из благополучной семьи, решил проявить самостоятельность и отправился несколько лет назад поступать на математический факультет в Санкт-Петербург, но экзамены провалил и чтобы не терять время, - да и ожидания юношеские тоже сыграли роль, – поступил в мореходное училище. Связывать свою жизнь с работой в море он не собирается, чем вызывает жесткое неприятие у и так скептично настроенных к молодежи рыбаков.

-2

Хлебников предлагает в линии Никиты два типа конфликта: с героем Тимофея Трибунцева Юриком – открытый, яростный, не имеющий перспектив на разрешение, второй конфликт, - с Геннадием (Александр Робак). Именно второй гораздо важнее для автора, ибо главную опасность увидит зритель в видимой попытке установить диалог между поколениями. Нужны ли они друг другу? Способны ли услышать друг друга? У Геннадия растут дочери-подростки, отношения с ними не складываются и свое непонимание он пытается преодолеть через диалог с Никитой. Геннадий словно пробует искупить свою душевную скупость к дочерям через защиту Никиты перед экипажем.

-3

В кульминации фильма разыгрывается смертоносная буря и в права вступает остросюжетная, не типичная для Хлебникова зрелищность. Здесь автор отказывается заигрывать с жанром и зрителем, и, не давая передохнуть, обрушивает с экрана ледяные волны, перебивая их горячечным сном одного из подростков. Буря становится нескончаемой, тотальной, а режиссура «Снегиря» виртуозной.

Интеллигентная молодежь в образе Никиты на судне если и переживет морскую болезнь и попытается интегрироваться в мужской коллектив, то получит серию поучений, унизительных пыток, и … Молодежь попроще - лишенная иллюзий и безропотно признающая ограничения,- обрушится в горячечный сон, чтобы пропустить в забытьи все утраты, и пересесть по окончании на новый, отремонтированный или более благополучный корабль.

Фильм Хлебникова - не предупреждение. Это фиксация уже произошедшего... Поэтому в финале зрителя ждет аттракцион от Тимофея Трибунцева.

[1] Три минуты молчания – периоды радиомолчания, временные интервалы в течение каждого получаса для передачи радиосигналов тревоги или бедствия, на флоте были введены после трагедии “Титаника”.

Птицы
1138 интересуются