Найти в Дзене
Калинка-Малинка

Как до этого дошло?

- Тише, малыш, все хорошо, мама рядом…

Укачивая сынишку на руках, Екатерина тихонько вышагивала по коридору, опасливо косясь на входную дверь, на которую всего-то минут пять как перестала обрушиваться волна ударов, подкрепляемая невнятной руганью. Теперь же, если судить по затишью, муж наконец-то заснул и следовательно, все закончилось…

Екатерина стиснула зубы так, что заныли челюсти — не плакать, только не плакать! Если уж кому и позволено тут реветь, то только Ванечке — потому что он двухлетний малыш, а она — взрослый человек, должна быть сильной и кроме того… и кроме того, подумала женщина, нет у нее морального права реветь, раз уж сама до такого плохого довела!

Нет, лично Катя никогда Борису рюмку не подносила и вообще с самого начала неодобрительно относилась к его вредной алкогольной привычке, но… В последнее время эти мысли преследовали ее неотрывно — о том, что она могла бы все это предотвратить. Если бы только… Если бы только знать наперед, чем это все закончится!

...и ведь ничего сперва, как казалось, не предвещало такого вот мерзкого развития событий! Они поженились почти три года назад. Правда, если говорить точнее, то это была не та свадьба, которую влюбленные заблаговременно планируют вместе, трепеща от ожидания счастья создания семья, а та свадьба, которая случается внезапно и воспринимается ее действующими лицами скорее как «цемент» для сохранения отношений или же их стремительного, обстоятельствами жизненными продиктованного перевода на новый уровень.

До женитьбы они были знакомы меньше года. Борис приходился другом семьи для одних очень дальних родственников и встретились он и она на чьей-то свадьбе, где оба, кстати, чувствовали себя немножко не в своей тарелке. Правда, по разным причинам. Борис, потому что просто не любил, как признался, такие вот сборища сентиментальные. Екатерина — потому что мама использовала чужой праздник как лишний повод без конца напоминать дочери, какая она неудачница!

- Все карьеру свою строила, - ворчала родительница. - И что, построила? Тридцать два года, а как сидела на своем месте, так и сидишь!

Отчасти Катя могла понять маму — она ведь была такой умницей-отличницей в ВУЗе, да и потом на работе рвалась больше всех проявлять себя! А в результате… Не повышали, нагружали и вообще всячески напоминали о том, какая она посредственность. Можно было, конечно, поискать другое место… Но Катя в свое время подписалась на ипотеку и теперь просто боялась, что если не найдет в срок новое место, то по сути, может лишиться уже почти оплаченной квартиры! И пусть это крохотная студия в высотке, метко прозванной в домовом чате кем-то «муравейником», но это ее жилье и терять его после того, как росла с родителями в однушке было просто немыслимо!

Не то, что с ними было совсем уж плохие отношения… Но как же нуждалась Екатерина в личном пространстве и когда смогла дотянуться до сего блага цивилизации, то уже готова была всем пожертвовать, лишь бы не потерять!

Вообще, перед глазами у Кати было множество примеров того, как женщины все успевают — замуж, детей рожать, возвращаться из декрета быстро и играючи, словно вообще на кофе-брейк отходили… Но сама она знала — не хватит ее на все и про все! И кроме того, казалось, что если быть мамой — так надо будет стопроцентно выкладываться, на несколько лет, до садиковского минимум возраста с работой расстаться, иначе выйдет, что ребенок вроде и есть, а лучшие его, самые сладенькие младшие годы, как бы вдали от нее пройдут...

И вот, ипотека была закрыта. Но тут Екатерина поняла, что она… Ну, как бы чувствует себя ущербной, что ли… Потому что подружки, одноклассницы и однокурсницы бывшие, уже успели семьи создать, а кто-то — вышел замуж, развелся и снова замуж! Екатерина же, за плечами которой была буквально пара краткосрочных, обжигающих и каких-то неловких романов, чувствовала себя новичком в этом деле — построении серьезных отношений. Мама же подливала масла в огонь, не уставая повторять, что вот, теперь даже выбирать дочери не придется особо, а придется, ввиду солидного «бабьего возраста», брать, что дают!

- Ты планочку то снизь, - повторяла она.

- Да какая у меня планка? - Екатерина злилась на себя за то, что обижается каждый раз, за то, что не стала толстокожей к подколам самого родного человека. - Просто хочу встретить хорошего человека, надежного…

Мама же отвечала, что по-настоящему хорошие мужчины семьи создают еще в молодости, а если мужик одиночкой до тридцати или больше дожил, то значит, есть у него изъян…

- Ты же понимаешь, что у тебя не может быть мужа моложе, чем ты сама? Кому перестарок то нужен? Тем более — не модельной внешности!

В общем, разговоры о перспективах личной жизни с мамой не клеились… И поэтому Екатерина даже не сразу рассказала о том, что начала встречаться с Борисом. А еще… Ей казалось первое время, что несмотря на долгое ожидание, она все-таки счастливица — обрела то, что хотела! Борис был немногословен, даже загадочен… Он был на три года старше и по его словам, успел попробовать жизнь с разных сторон — работал строителем, на рыбном траулере, водителем такси, охранником, на ферме… В общем, искал себя! На момент знакомства Борис жил в одной квартире со своей сестрой. Квартиру эту им когда-то родители напополам подарили, но потом Борис решил, что станет бизнесменом и стал искать, куда бы свою долю заложить — для кредита. Сестра узнав про это возмутилась, испугалась и предложила поступить иначе, сказала, что просто выкупит у него его долю. Борис согласился. А его бизнес прогорел… В результате, он жил там же, но уже не имел права собственности. Впрочем, его все устраивало…

Уже оглядываясь назад, Катя понимала — между ними не было такой потрясающей, головокружительной любви, про которую пишут в романах! Но Борис просто был обаятельным. Он умел слушать и Катя упивалась его вниманием, она нуждалась в понимании после стольких лет одиночества! А потом, когда первые впечатления начали ослабевать… Была уже привычка. И жгучий страх, замешанный в немалой степени на том, что годами говорила мать — мол, если быть слишком привередливой, то можно вообще без мужика остаться… А потом, когда Екатерина поняла, что она беременна, то все решилось само собой.

- Женимся! - решительно объявил Борис и стал собирать вещи, чтобы переехать к ней в студию.

В декрет Екатерина уходила без тревоги — на счету накопилась кое-какая сумма, с которой можно было неплохо продержаться, а Борис, он демонстрировал заботу и говорил, что будет кормильцем своей семьи! Катя радовалась, что ей достался такой муж и гордилась тем, что вот, хоть мама и пугала пророчествами о том, что останется одна, а она успела — и замуж выйти, и родить успевает и все у нее будет хорошо!

Когда Борис сообщил, что его уволили, то Катя расстроилась, конечно, но мужу только посочувствовала — он ведь рассказал в красках, что это все козни начальства, решившего своего человека на его место взять!

- Ничего, мы продержимся, - сказала она супругу.

И они действительно держались! Только на деньги Кати и держались… Потому что Борис… Ну, он как-то не шустро торопился искать работу. Там не то, тут не так… Потом устроился — снова в такси, потому что, как сказал, это ему подходит по свободе и здоровью… Хотя, раньше Катя не замечала, чтобы муж чем-то сильно болел. Доход в семье появился, но не регулярный…

И кроме того… Борис стал выпивать. Сперва — только по выходным и всего-то бутылку-другую пива. Катя даже не обращала на это внимания, ведь она знала, какие реально бывают проблемы с алкоголем, а это… Стоит ли из-за такого мужа пилить?! И она молчала… Однако, когда Бориса выгнали из такси, потому что на выезды отправлялся нетрезвым, она попыталась с ним поговорить… И оказалась виновата!

- Ты на себя не похожа стала, как родила, - говорил он ехидно и подчеркивал все проявившиеся недостатки Кати.

Лишний вес и то, что перестала следить за собой, постоянную усталость и то, что она постоянно чего-то требовала…

- Ты же дома сидишь целыми днями! Почему я, мужик, - на таких речах Борис, видимо для того, чтобы они звучали более убедительно, любил еще кулаком по столу стукнуть. - Прихожу домой, а тут свинарник, а?! Что, трудно пожрать приготовить и пол вымыть?

Екатерина не знала, что и сказать! Она пыталась объяснить, что с малышом — непросто, что это она ведь к нему ночами встает и поэтому не высыпается, а днем он капризничает и пока то, другое сделаешь, то уже и сил как-то нет, а она старается и помощи не просит… Только вот ее слова до Бориса доходили мало… И снова масла в огонь мама подливала! Она говорила Кате, что у хорошей матери и хозяйки — ребенок тих, а дома — чисто, пахнет пирогами.

- Вот, до чего дошла! Сидела в своих карьерах до тридцати, а теперь делаешь вид, что ты одна такая на свете, видите ли, тяжело ей! - упрекала колко мать Катю.

И в какой-то момент Екатерина почувствовала, что она… Осталась как бы одна. Потому что это было трудно и стыдно — жаловаться. Раз уж самые родные люди о ней такого плохого мнения, то что же скажут бывшие коллеги, знакомые, если она к ним пойдет за советом или сочувствием? И мало-помалу, но такое вот одиночество все больше подталкивало Катю к мыслям о том, что в сущности, в своих бедах действительно виновата она…

И когда Борис начал пить больше напитков и более крепких, она первое время, что называется, еще больше закрывала на это глаза — сама ведь довела человека! Он ведь говорил, что у него голова болит, что ему еще на собеседования ходить, а она… Ну, какая она мамаша, если не может ребенка успокоить?!

Был и еще один пунктик — когда Борис напивался, он мог иногда становиться таким добрым… В общем, в данном состоянии существовало в нем как бы две противоположные личности. Одна — весельчак и добряк, признававшийся в любви к жене и игравший с сыном. Другая — злющий, умеющий колко попрекать муж, от которого хотелось спрятаться где-нибудь! Да только… Где спрятаться, если живешь в маленькой квартирке на одну комнату и вообще в студии?

Осознание, что в ее жизни действительно происходит что-то не то, пришло внезапно — как ледяной водой окатило! Просто однажды Катя стояла у кухни и чистила картошку на суп, а Борис позади нее играл с Ванечкой… И вдруг ребенок закричал, заплакал! Оказалось, что Борис его шутливо подкидывал в воздух, но, так как был пьян, то просто уронил…

- Не смей его трогать! - выкрикнула Катя, забирая сына. Осмотрела… К счастью, малыш упал на диван и не расшибся.

Тогда Борис вдруг помрачнел… А потом толкнул ее. И попытался отнять ребенка! Катя испугалась по-настоящему, она просто не знала, чего ждать от этого человека! Но Борис вдруг остановился… И глянул на жену так, будто выражение ужаса, страха в ее глазах, было для него самым желанным зрелищем на всем белом свете! А потом он ушел… Отсутствовал где-то несколько часов… Потом вернулся и завалился спать… А потом, когда протрезвел, то извинялся. Принес домой килограмм яблок… На которые у Кати была аллергия. И игрушку для сына — машинку, которая громко завывала, когда ездила.

И Екатерина поверила, что все будет хорошо! Ведь человек может оступиться, правда? А потом — осознать, как был неправ и исправиться… Целых две недели в семье царил мир! Катя даже вспомнила поговорку о том, что не было бы счастья, да несчастье помогло…

А потом все повторилось. Борис снова напился. И был очень зол! Казалось, все это время «затишья» в нем копилось раздражение, а затем он выплескивал его, как вулкан! Катя с сыном пережидали с сыном бурю буквально забившись в уголок комнаты — она сидела в кресле, держала сына рядышком и закрывала ему уши ладонями, чтобы не так сильно пугался того, как шумит отец… И снова Борис извинялся! Принес пирожные…

- Я так виноват, - сказал он. - Как с ума сошел! Не знаю, что со мной было… Катя, помоги мне! - сказал он и заплакал.

Сердце Екатерины наполнилось жалостью и она тоже заплакала, не понимая, ну, за что такое на ее семью свалилось? Хорошо же жили!

Следующий раз не заставил себя ждать… Но Екатерина далеко не сразу осознала, что же происходит, не сразу хватило сил у нее признать, что ситуация не улучшается, а лишь ухудшается! Борис теперь пил чаще. Пил больше. Он дольше выходил из запоя и уже не считал нужным как-то заглаживать свою вину… Даже больше — мог зло подшучивать над женой, мол, ничего, ходи, дыши спокойно, пока я добрый и лучше не доводи меня!

Теперь Кате было страшно даже заикнуться о том, что ему надо выйти на работу. Она все силы отчаянно кинула на то, чтобы убедить мужа в том, что ему нужно лечиться! Вот только Борис отказывался признавать свою проблему…

- Ну, я тебе не хотела говорить, ты извини, - сказала свекровь, - у которой Катя надеялась найти хоть какую-то поддержку.

И она открыла правду — в их семье были алкоголики. И немало. А на Борисе, выходит, этот порок сказался, в нем он расцвел пышным цветом… И тогда Катя решила бороться! Уж как умела…

В ход пошли какие-то травяные сборы, а также амулеты, заговоры от пьянства и все прочее… С большим трудом, но ей удалось устроиться на полставки — потому что ее мама едва-едва согласилась забирать Ваню к себе для присмотра. Теоретически, можно было бы и в садик мальчика, но педиатр из частной клиники сказал, что у ребенка — слабое здоровье и кроме того, есть кое-какие проблемы с развитием и так сказать, психологическим состоянием, поэтому новая обстановка может его состояние только усугубить…

А с мужем становилось все хуже — пьяный Борис уже не стеснялся замахиваться на Катю. Пока как бы шутя… Но как же это было страшно! И вот, сегодня она просто не пустила его домой…

- Иди к своим родителям! - выкрикнула ему через дверь, когда он только пришел.

Через некоторое время, когда там — на площадке, стихло шевеление, Кате в домовой чат написала соседка, мол, что это за дела, почему ваш муж спит буквально поперек площадки, почему создает неудобство для других жильцов?!

«Извините, я боюсь его запускать» - так Катя написала в чат в ответ, а потом заплакала. Накатило вдруг осознание того, в какой же кошмар она попала! Не то, что раньше все казалось просто… Но сейчас как сомкнулось кольцо беспомощности, безвыходности… Посадив сына среди игрушек, женщина пошла в ванную — умыться. Холодная вода и правда чуть помогла. Потом Катя заварила себе чай и чтобы немножко отвлечься — включила телевизор… Пусть что угодно там показывают, лишь бы отвлечься!

Забавное вышло совпадение… Но она включила именно тот канал и именно в то время, когда там показывали фильм про девушку, решившую сбежать от жестокого мужа. Действие кино происходило в Америке, а ее муж был детективом… Катя посмотрела фильм на одном дыхании и он подействовал на нее вдруг намного лучше, чем какая-то там ледяная водичка! Да, в голливудском кино все закончилось хорошо — она спаслась, встретила новую любовь, а злодей был наказан… Но где кино, а где — реальная жизнь! Катя потянулась к пледу и накинула его на себя — ее трясло, хотя в квартире было тепло, вовсю работали батареи…

Она посмотрела на сына — тот заснул, улегшись на ковре мягком, рядом с плюшевым жирафом… Поднявшись, Катя тихонько прошла к двери и выглянула в глазок… Он там?! Но, за дверью никого не было… Кажется ли?! Она приоткрыла дверь и сердце замерло — чудилось, сейчас просунется рука как в фильме ужасов и не позволит дверь закрыть, ворвется в дом чудовище! Но… Бориса действительно на площадке не было. Похоже, он ушел…

Но он вернулся. На следующий день. И он был трезв. В руках — букет цветов и игрушка для сына… Борис постучал. Позвонил… Прислушался — в квартире явно были на месте жена и сын! Тогда он достал ключи и… Дверь не поддавалась!

- Не старайся, - неожиданно раздался с той стороны голос жены. - Я сменила замки.

- Катя, - Борис был более чем в шоке от такого приема! Потому что до сих пор Екатерина вела себя совсем иначе! - Открой, поговорим…

- Нет, - ответили с другой стороны после долгой паузы. - Мы разводимся.

- Чего?! Ты совсем дура?! А ну, открывай! - и он ударил кулаком в дверь.

С той стороны что-то зашуршало… А потом вдруг раздался собачий лай! Борис отскочил от двери и затрясся — от испуга пополам со злостью. Он просто не понимал — да что же это твориться, жену как подменили!

Катя, не сдерживая улыбку, нажала паузу в воспроизведении аудио-ролика — она просто включила возле двери запись лая ротвейлера. Может, идея была и не шикарная, но она подумала, что Борис после очередного запоя может и поверить в то, что жена притащила домой откуда-то собаку и тогда не станет ломиться… По крайней мере — сегодня. А больше и не надо было!

Потому что Катя уже собрала все вещи — потому что оставаться тут, где был прописан Борис, она не хотела… Правда, у нее не было денег, чтобы снять квартиру… И мама сказала, что не пустит — потому что нечего втягивать ее в свои семейные проблемы! И тогда Катя, еще вечером накануне, решительно перешагнула через чувство, что будет выглядеть в их глазах полной дурой и позвонила, написала всем своим друзьям и знакомым. Честно призналась в том, как вляпалась и попросила о помощи — какой возможно! И нашлась одна знакомая, которая позвала пожить у себя. Бонусом шло то, что муж этой знакомой работал в частном охранном агентстве и пообещал, что в обиду не дадут.

Если бы еще пару дней назад кто-то сказал Кате, что вот так она решиться на перемены! Она бы решительно отвергла такую возможность, сказала бы, что нет, у нее — не настолько все плохо, просто временные сложности! Но теперь… Осознание реальности перевернуло ее мир. И теперь она собиралась создать для себя жизнь заново. И точно знала — в ней не будет места Борису! Потому что он… Не изменится… Ему нельзя верить…

А еще Екатерина понимала, что не все так просто — ведь их связывает общий ребенок! Она думала, что, наверное, нужно будет позволять отцу видеться с ним… Но она твердо решила, что допустит это лишь при одном условии — чтобы Борис никогда не показывался на эти встречи пьяным.

- Все будет хорошо, малыш, - сказала она чуть позже, когда они с сыном уже садились в такси. - Мама о тебе позаботиться, да?

Катя бросила из отъезжающей машины взгляд на дом… Ее уютная квартира! Она вернется в нее после развода… И тогда точно сделает в ней ремонт! Чтобы о Борисе больше ничего не напоминало...

Автор: Анна А.