Немного Истории
Еще в конце прошлого века, когда зрители смотрели раллийные гонки, они с восхищением смотрели на такие автомобили, как: Ford Escort, Subaru impreza, Toyota corolla, Mitsubishi lancer evolution, — все они были героями своего времени.
Пролетавшие мимо зрителей на бешеной скорости болиды и пилоты способные вести машину с поразительной точностью никого не оставляли равнодушными. Очень эффектное и максимально эффективное авто, о котором сейчас пойдет речь —настоящая легенда, пришедшая к нам из мира ралли.
Перед тем как ещё зарождающаяся линейка Evolution стала раллийной иконой, фирма "Mitsubishi" зарекомендовала себя с другими моделями машин, а именно: с авто 500 Super Deluxe в 1960-х годах, с Lancer 1600 GSR в 1970-х годах и с автомобилем Pajero, который выиграл ралли Париж-Дакар в 1985 году.
Тем не менее всего этого было недостаточно. Конкуренты со стороны других производителей того времени не медлили с новыми наработками и моделями машин, поэтому компании приходилось действовать быстро и чётко. Решение проблемы лежало на поверхности — создать раллийный автомобиль нового поколения на базе легкого и компактного Mitsubishi Lancer, так появилась первая знаковая модель.
Mitsubishi Lancer Evolution I (CD9A) — 1991
В октябре 1991 года в Японии в продажу вышел Mitsubishi Lancer четвертого поколения. Всего через год, команда опытных инженеров во главе с Тосиюки Суэёси разработала спортивный автомобиль, с незамысловатой приставкой Evolution. Именно так без цифры на конце, поскольку предполагалось, что EVO станет ограниченной моделью, только в рамках одного поколения. Уже потом с выходом Evo II, первая Эволюция получит заветную цифру 1 в своем названии.
Поставлялся с рядным четырёхцилиндровым 2-х литровым двигателем 4G63 с турбонаддувом и полноприводной трансмиссией от своего предшественника — Galant VR-4. Двигатель Mitsubishi 4G63 выдаёт 250 л. с. (182 кВт) при 6000 об/мин. Автомобиль оснащался спортивным рулём momo и анатомическими сидениями с боковой поддержкой.
Mitsubishi Lancer Evolution II (CE9A) — 1994
- После успеха Mitsubishi с 1-й моделью Evolution, вышло 2-е поколение данной линейки. По сравнению с платформой CD9A первого EVO, который базировался на архитектуре CE9A, в данном Evolution II были улучшены свойства управляемости и он стал немного мощнее.
- Некоторые из регулировок шасси включают в прайс более длинную колесную базу (2510 мм по сравнению с 2500 мм), а также на 10 мм более широкие шины, более расширенную колею, облегченный стабилизатор поперечной устойчивости и больший по размерам спойлер. Что касается движущей силы, то инженеры увеличили мощность двигателя до 252 л.с., а сам крутящий момент остался неизменным.
- На эстетическом фронте можно заметить небольшие различия между EVO II и EVO I. Evolution всегда придерживался небольших доработок, регулировок и метаморфоз. Первое и второе поколение машин впервые продемонстрировали эту практику.
Mitsubishi Lancer Evolution III (CE9A) — 1995
- Январь 1995 года ознаменовался появлением нового витка эволюции — Mitsubishi Lancer Evolution 3. Основываясь на той же архитектуре, что и EVO II, автомобиль Lancer Evolution третьего поколения стал олицетворением небольших но произошедших улучшений в зарекомендовавшей себя формуле. На мой взгляд, третий Evolution является примером определившим, как должны выглядеть все автомобили EVO, что означало, настолько же внешний вид машины был продуман и четко проработан.
- Кроме того, автомобиль отличился не только в визуальном, но и в техническом плане. Под алюминиевым капотом изменился турбонагнетатель и новая система выпуска. Конструкторы смогли повысить компрессию в цилиндрах, что дало прирост в 10 л.с. На этом этапе мощность мотора достигала 270 л.с. Вместе с небольшим весом и жёстким кузовом автомобиля, это позволяло «летать» по раллийным участкам с невероятной скоростью.
Mitsubishi Lancer Evolution IV (CN9A) — 1996
- Платформа Mitsubishi Lancer была полностью изменена в 1996 году, а вместе с ней и Mitsubishi Lancer Evolution 4, который стал чрезвычайно популярным во всём мире. Он был доступен в 2 версиях: RS и GSR.
- Кроме более тяжелой и более жесткой платформы, этот EVO IV (Evolution IV) мог бы гордиться технологией турбонаддува с двойной турбиной, большей мощностью своего 4G63T двигателя (276 л.с.) и активным задним дифференциалом, который является частью фирменной системы Active Yaw Control (активная система управления крутящим моментом).
- Простая по современным меркам система Active Yaw Control (AYC) использует датчики и электронный мозг, которые работают сообща для перераспределения имеющегося у двигателя крутящего момента на более загруженные колёса, что, в свою очередь, обеспечивало очень динамичный выход из большинства поворотов на раллийных участках.
Mitsubishi Lancer Evolution V (CP9A) — 1998
- В 1997 году на чемпионате мира по ралли (WRC) произошли изменения в классификации, чтобы соответствовать новым требованиям, компания выпустила новое поколение уже зарекомендовавшего себя автомобиля, а именно — Mitsubishi Lancer Evolution 5.
- Много аспектов в новом поколении были изменены. В версии GSR в салоне теперь стоят сиденья высокого класса от Recaro, обеспечивающие поддержку водителя от боковых перегрузок на высоких скоростях.
- Был изменён комплект аэродинамического обвеса и задний спойлер, который заменили на алюминиевый. Крышка капота теперь имеет целых 2 воздухозаборника.
- Тормозная система оснащалась комплектом Brembo, которые являлись одними из лучших в категории деталей для спортивных автомобилей.
- Двигатель был в очередной раз форсирован и усилен в нескольких областях. Поршни стали легче, а турбонагнетатель снова подвергнулся доработкам. Возрос и крутящий момент, по сравнению с предыдущим поколением (330 Нм у EVO 4 против 373 Нм у EVO 5).
Mitsubishi Lancer Evolution VI (CP9A) — 1999
- В 1999 году выходит в свет Mitsubishi Lancer Evolution 6. Конструкторы главным образом сосредоточились на охлаждении и ресурсе двигателя. Машина получила больший интеркулер, увеличенный масленый радиатор, новые поршни и турбину.
- Так же был выпущен специальная и ограниченная серия Lancer Evolution Tommi Makinen Edition, названная так в честь легендарного гонщика Томми Мякинина, который неоднократно побеждал, принимая участие за команду Mitsubishi. Данная версия оснащалась спортивными дисками, рулём и отличалась более острым рулевым управлением, по сравнению с базовыми комплектациями EVO 6.
- Кроме всего прочего, одна из комплектаций (RS2) была первой моделью Evolution, которая была оснащена тормозами с ABS, функцией безопасности, ставшей стандартом в Европе с 2004 года.
Mitsubishi Lancer Evolution VII (CT9A) — 2001
- Новый Lancer Evolution 7 был произведён на базе автомобиля Lancer Cedia.
- Конструкторам удалось увеличить крутящий момент и мощность двигателя до 280 л.с. На данном этапе Mitsubishi Lancer Evolution 7 уже мог соперничать со многими дорогими спорт-карами, а некоторых даже превосходил, как на ралли, так и на кольце.
- По сравнению с предыдущим поколением, большим отличительным признаком стал гладкий капот, разработанный с целью уменьшения сопротивления на высоких скоростях. Фары стали шире и растянуты по краям, преобразился и сам аэродинамический обвес.
- Наиболее важным моментом, отличающим новое поколение о старого, является: активный межосевой дифференциал, улучшенный задний дифференциал повышенного трения и передний дифференциал ограниченного скольжения. Также в машине поднялась и мощность.
- Все вместе взятое, а именно активный центральный дифференциал и Active Yaw Control, улучшили вхождение в поворот модели Evolution 7. Помимо острого рулевого управления важной деталью у Lancer Evolution VII была способность проходить повороты с управляемым заносом задней оси и все это с минимальными усилиями со стороны водителя.
Mitsubishi Lancer Evolution VIII (CT9A) — 2003
- Для восьмой серии раллийной франшизы инженеры "Mitsubishi" смогли повысить управляемость, и это при помощи своей системы Super Active Yaw Control. Еще одно заметное отличие в машине, пришедшее на Evolution, заключалось в использовании новейшей 6-скоростной ручной (механической) КПП.
- Новая трансмиссия получила умную систему, которая оценивает и в зависимости от ситуации, с максимальной эффективностью распределяет крутящий момент. Существует 3 режима, в которой она способна работать:
- Асфальт
- Гравий
- Снег
- Внешне автомобиль получил более мягкие очертания, сохраняя при этом агрессивный вид спорткара
- Mitsubishi Lancer Evolution 8 стали поставлять в США. Причиной послужила Subaru impreza WRX, которая 3 года назад получила огромный успех на рынке США.
Mitsubishi Lancer Evolution IX (CT9A / CT9W) — 2005
- 3-го марта 2005 года увидел свет новый Mitsubishi Lancer Evolution 9. Американский же рынок получил данную модель на месяц позже.
- Данная модель оставила в себе все достоинства и наработки от своих предшественников, приобретя при этом новые улучшения:
- Новый 2-х литровый двигатель 4G63 с новой технологией MIVEC (Mitsubishi Innovative Valve Timing Electronic Control System) и улучшенный турбокомпрессор. Данная технология представляла собой систему электронного управления фазами газораспределения и подъёма клапанов.
- Mitsubishi Lancer Evolution 9 получил превосходство в мощности в 15 л.с., т.е 286 л.с. Новый двигатель стал динамичнее и обладает лучшей тягой на низких и средних оборотах.
- Разгон до 100 км/ч у автомобиля — 5.7 секунды, а максимальная скорость — 250 км/ч
- Крыша, капот, крылья, распорки и каркас безопасности сделаны из алюминия, благодаря чему удалось снизить вес автомобиля.
- Evolution 9 поколения стал комфортабельнее, на замену климат-контролю пришёл кондиционер, фирменные сиденья Recaro, обшитые кожей и алькантарой.
Mitsubishi Lancer Evolution X (CZ4A) — 2007
- В 2007 году Mitsubishi объявила концепт-кар на Североамериканском Международном Авто Шоу, которым оказался Mitsubishi Evolution 10. Новый автомобиль внешне сильно отличался от своих предшественников, новая модель стала более агрессивной и дерзкой.
- В новом поколении был разработан и установлен новый алюминиевый 2-х литровый двигатель с турбонаддувом 4B11T. Благодаря алюминиевому блоку цилиндров, удалось уменьшить вес на 12 кг, а вместе с ними — и количество вредных выбросов.
- Мощность и крутящий момент зависит от рынка, на котором поставлялась данная модель. Японская имела ограничение в 280 л.с., Британская — 300 и 360 л.с. Для рынка США поставлялись Evolution MR (6 ступенчатая КПП) и Evolution GSR (5 ступенчатая КПП).
- Компании удалось разработать более совершенную версию полноприводной системы, которая носила название S-AWC (Super All Wheel Control), объединяющая уровни распределения вращающего момента двигателя и управления тормозами.
- Новое поколение так же приобрело более продвинутую систему стабилизации ASC.
- Кузов стал более прочным, но увеличил вес автомобиля до 1600 кг, что было весьма ощутимой разницей, если сравнивать его с предыдущими Lancer Evolution.
Заключение
Разрабатывая Evo X, в Mitsubishi наверняка хотели сделать лучшую машину в своей истории. Возможно, инженеры, конструкторы, программисты и прочие причастные к проекту Evo X еще десять лет назад знали, что Evo XI не будет никогда, но они забыли, что лучшее — враг хорошего. Из автомобиля, который вызывал эмоции любым своим действием, Evolution 10 стал просто очень эффективным, но бездушным инструментом.
Именно на этой модели и закончилась история целого поколения Evolution. Выращенный в условиях мира ралли, взявший оттуда все самое лучшее: шикарный полный привод, прекрасную управляемость, новейшие технологии, умение побеждать. Автомобиль, который прославил компанию Mitsubishi на весь мир, был снят с производства.