Этот фильм я смотрела долго. Нет, не потому, что любовалась каждым кадром. А потому, что мне требовалось время, чтобы просмеяться над некоторыми моментами — а их было много. Вот так и получилось, что просмотр занял немало времени.
Но все по порядку. Премьера на Бродвее пьесы Джеймса Голдмена "Лев зимой" состоялась в 1966 году. Успешно, конечно. Да и могли ли быть иначе?
Короли, королева и принцы с принцессой (американцы обожают коронованных особ, хотя и кичатся демократичностью), виртуозные диалоги и монологи, юмор (временами — черный), столкновение характеров и неистребимое желание персонажей побеждать (даже после тяжелейших ударов) — не могли не очаровать зрителей.
Ну и что, что действие происходит в XII веке? См. выше.
Не удивительно, что в 1968 году пьеса была экранизирована.
Поскольку на сцене пьеса тоже ставилась регулярно и в разных странах, то в 2003 году появилась новая экранизация.
Чувства состязательности никто не отменял.
К тому же "Королева (Кэтрин Хэпберн, которая играла Элеонору в 1968 году) умерла, да здравствует новая королева!"
Фильм американский, по составу интернациональный.
Режиссер: Андрей Кончаловский.
В главных ролях: Гленн Клоуз и Патрик Стюарт.
Принцесса Элис: Юлия Высоцкая.
Оператор: Сергей Козлов.
Длительность фильма: 153 мин.
Между прочим, длительность фильма 1968 года была 134 мин. Удлинение истории в новой экранизации не пошло на пользу фильму.
Напоминаю сюжет. В 1183 году в Шиноне (французском владении английского короля Генриха II Плантагенета) на праздновании Рождества собираются Генрих, его жена Элеонора (которую он 10 лет продержал в заточении), три их сына — Ричард Львиное Сердце, Джеффри Бретонский и Джон Безземельный, и король Франции Филипп II Август. Решается вопрос, кто получит после смерти Генриха королевскую корону.
Пьеса Голдемена сразу начинается с действия. Еще бы! На сцене некогда отвлекаться. Фильм 1968 года тоже время зря не терял. В экранизации 2003 года решили изложить предысторию, а то вдруг зрители не поймут!
Вот тут и появилась первая причина для смеха.
На экране за текстом, что королева Элеонора подняла мятеж против мужа, катится монета.
"Что-то?!" — воскликнула я, внимательно вглядываясь. А тут и текст закончился, и монета стала видна четко.
Узнаете?
Это тестон Генриха Второго, вот только не того!
Герой пьесы и фильма — Генрих II Плантагенет, король Англии, который жил в XII веке.
А на монете — Генрих II де Валуа, король Франции, который жил в XVI веке. Еще раз — в шестнадцатом веке!
Согласитесь, это очень смешно — перепутать двух королей, Францию и Англию, двенадцатый и шестнадцатый века.
И это не единственная путаница.
Когда я увидела — просто увидела — вот этого персонажа, я удивленно спросила: "А это что еще за длинноволосый эльфик?", хотя по пьесе уже было ясно, что это Филипп II Август.
Дальше он еще больше похож на эльфа, но в отличие от эльфа не столь царственен.
Вообще с царственностью тут дело обстоит плохо.
Представляете, сюзерен тут кланяется вассалу, встает при его появлении и садится только после него.
Если кто забыл — сюзерен тут именно Филипп, а Генрих его вассал. Ну и что, что у Генриха больше земель. Ну и что, что Генрих старше. Не стал бы Филипп склонять голову перед собственным вассалом и вставать при его появлении, вот как хотите!
И в пьесе этого тоже нет.
Но Кончаловский, видимо, не в курсе таких подробностей, поэтому тут еще Филиппа и в воде для омовения рук обделили. Генриху и Элеоноре принесли, а ему, бедолаге, нет!
Кстати, об Элеоноре, то есть — Гленн Клоуз. Мне то хотелось сказать: "Бедная слабая Гертруда", то "А вот и Стервелла прорезалась", но никак не удавалось разглядеть Элеонору Аквитанскую, эту блистательную южанку из земель, где кровь людей горяча, где женщины независимы и образованы, разглядеть герцогиню и дважды королеву, которая всегда, даже получив тяжелейшую рану, будет высоко держать голову, и даже после поражения сможет возродиться. Где эта опасная, обольстительная и восхитительная женщина?!
Нету...
Зато есть принцесса Элис (Юлия Высоцкая)... Принцесса из нее... Да даже и не принцесса. Пустота.
Создается впечатление, что Кончаловский никак не мог определить, что собственно снимает. Экранизирует театральную пьесу? Спорит с предшественниками? Пытается создать реалистичный фильм? Весь из себя трррагичный... Нет, это не опечатка — это сарказм.
В предыстории он старательно показывает, как падает и ползет сраженный воин (видимо, на случай, если кто-то не догадается, что война — это не весело и совсем не романтично). А потом тратит время на все новые и новые детали. Но ведь это театральная пьеса — ее действие нельзя тормозить.
Но в своих стараниях режиссер привел к тому, что блистательные диалоги просто тонут во множестве деталей. А актеры так обильно истерят по ходу сюжета, что когда дело доходит до кульминации, выясняется, что все выдохлись — режиссер, актеры и зрители.
Нет, актеры по прежнему рыдают и рвут на себе волосья, но они делали это весь фильм — так в чем разница?
И не будет мгновенного превращения французской принцессы из кроткой горлицы в тигрицу... и обратно.
Момента истины не случилось...
Не случилось ни-че-го...
А "Лев зимой"?
Пойду пересмотрю фильм 1968 года.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки