Почему мы боимся фильмов ужасов, но продолжаем их смотреть. Психология страха

Процесс становления и социализации личности тернист и сложен.

Процесс становления и социализации личности тернист и сложен. И одними из главных затруднений, стоящих на пути успешного вхождения человека в социум, являются страхи, которые могут стать причиной развития эмоциональных нарушений личности.


На самом деле дать “страху” четкое определение довольно затруднительно, многие выдающиеся философы, психологи и психиатры описывают страх по разному. Однако всем нам известна реакция под названием “бей или беги” – это состояние мобилизации организма для устранения угрозы. Именно в нем страх и берет свое начало. Грубо говоря, страх – это тактика выживания. И даже при условии того, что физической опасности в мире сейчас меньше, нежели было пару миллионов лет назад, сталкиваясь с эмоциональной опасностью, нашему мозгу крайне сложно увидеть здесь разницу.
При чувстве страха начинается выработка кортизола и адреналина. Эти гормоны помогают подготовить организм к сражению. Вот только насколько часто в нынешнее время нам нужно готовиться к сражениям – вопрос открытый. Так что можно сказать, что сейчас страх скорее мешает нормальной жизни, нежели помогает. Особенно, если он носит навязчивый характер.

То есть страх – это внутреннее состояние организма, обусловленное предполагаемой угрозой. Психология же считает страх отрицательной эмоцией.

Страхи принято делить на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные. К первой группе относится всё, что может нести угрозы жизни, например боязнь высоты, крупных хищников или страх боли.
Ко второй группе относятся страхи связанные с самооценкой или потерей социального статуса, это может быть как страх потерять работу или как-то опозориться на публике и даже страх социальных контактов и одиночества.

К третьей группе относятся все страхи, связанные с существованием человека в целом. Страх будущего, времени или смерти.

Наиболее распространенными страхами принято считать:

  • Страх одиночества
  • Страх смерти
  • Страх публичного выступления
  • Страх неудачи
  • Страх отвержения
  • Страх темноты
  • Страх высоты
  • Боязнь пауков, она же арахнофобия

А в чем отличие фобии от страха? Со страхом, думаю, уже разобрались. Теперь кратко о фобиях. Фобия с древнегреческого так и переводится – “страх”, однако сейчас этим термином называется симптом психического расстройства, сутью которого является иррациональный и неконтролируемый страх или устойчивое переживание гиперболизированной тревоги. Опять-таки, боятся пауков и змей – нормально. Это заложено в нас эволюцией. Но когда это приобретает такие масштабы, что человек начинает паниковать при виде любого пресмыкающегося или даже крошечного паукообразного, будем честны, это уже сложно назвать нормой.

Тревога же это еще более знакомая нам эмоция. Если страх чаще всего является следствием чего-то действительно угрожающего, то тревога выражает чувство неопределенности. Когда человек испытывает эту эмоцию, организм также мобилизует ресурсы для борьбы с угрозой, однако в этом случае эта угроза бутафорская. Если говорить просто, то, испытывая тревогу, человек роется в памяти и находит там примеры опасных событий. А затем проецирует их на ближайшее будущее. Чем чаще и интенсивнее тревога, тем сильнее ущерб для организма. Причем страдает как физиология, так и психика, появляются те самые фобии и даже возможны панические атаки. Несмотря на то, что страх и тревога — это все-таки разные эмоции, они всё же тесно связаны и могут «лечиться» одинаковыми или похожими методами.

Почему нам нравятся хорроры?

Дабы разобраться в этом вопросе, мне придется начать немного издалека.
Основная задача искусства, будь то игры, фильмы или книги – вызвать у потребителя эмоции. Как мы уже поняли, страх это и есть эмоция, и на удивление вызвать ее у обычного обывателя гораздо проще, нежели заставить его плакать или смеяться от души. Но даже немного задумываясь над этим вопросом, возникает непонимание того, почему же люди смотрят хорроры? Неужели кому-то правда нравится пугаться страшных созданий на экране? Да, нравится! И причин тому несколько.
Мы отлично умеем различать нюансы обстановки. Я имею в виду, что одна и та же информация, которую мы получаем в разных ситуациях и в разных эмоциональных состояниях, имеет для нас неодинаковый смысл. Мы можем четко различать экранных маньяков и реальных. Это позволяет нашему с вами мозгу контролировать страх и держать его на приемлемом уровне, чтобы его всегда можно было преодолеть. Мы боимся, но ощущаем контроль над ситуацией. Это одна из самых важных частей удовольствия при погружении в хорроры. Мозг балансирует на грани паники и спокойствия, постоянно подавляя и высвобождая страх.
Еще одной причиной любви к хоррорам служит тот самый пресловутый дофамин, о котором я полагаю уже все всё знают. Нам нравится всё узнаваемое. Когда мы слушаем любимую музыку, то именно дофамин, который выделяется в момент угадывания следующего слова или следующей ноты и заставляет нас чувствовать себя воодушевленно.
С хоррорами та же история. Уж простите меня любители этого жанра, но я считаю, что после просмотра нескольких фильмов ужасов или нескольких пройденных хоррор-игр, мы можем крайне легко считывать шаблоны и клише. Я уже могу с легкостью понимать, когда же из темноты на меня выпрыгнет какая-нибудь неведомая ерунда. Поэтому в момент предугадывания этого, мозг выделяет дофамин. Однако скажу честно, если что-то может напугать меня, и я не ожидаю этого, то радуюсь я этому больше, но думаю, это уже “профдеформация” на фоне сотен просмотренных фильмов ужасов.
Я уже упоминал ранее, что когда мы испытываем чувство страха, у нас вырабатывается адреналин. Этот гормон, на ровне в дофамином, так же может вызвать приятные ощущения у человека. Ужасы же воздействуют на симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Первая и заставляет организм выбросить в кровь адреналин, а вторая отвечает за расслабление организма. Подобные ощущения человек может испытать, например, занимаясь экстремальными видами спорта. Просмотр хорроров же более доступный и безопасный способ испытать те же ощущения. По сути, хоррор – каким бы дискомфортным для нас он не казался, с точки зрения нейрофизиологии доставляет нам удовольствие. А большего от него и не требуется.

Как и с помощью чего на нас воздействуют хорроры?

На протяжении всей своей истории, фильмы ужасов и игры в этом жанре стремились к запредельной натуралистичности происходящего на экране, ограничиваясь лишь техническими аспектами. Уж будьте уверены, если бы у режиссеров или геймдизайнеров не было этих ограничений, то вероятнее, желающих погружаться в этот жанр стало бы меньше.
Хорроры ХХ века, по современным меркам, пугающими точно назвать не получиться. Они все достаточно тривиальны, а истории, которые они рассказывают уже заезжены до дыр. Но при всем этом некоторые картины и по сей день можно считать гениальными. Такие фильмы как «Ад Данте» 1911 года, «Кабинет доктора Калигари» 1920 года, или более поздние «Ночь живых мертвецов» и «Психо» даже сейчас, имея очень много технических ограничений, смотрятся крайне бодро и способны вызвать непреодолимое чувство тревоги, хоть и выглядят они крайне наивно.

В то время, антагонистами по большей степени выступали разные персонажи литературных произведений: скелеты, призраки, оборотни или вампиры. Со временем, тренд на них угас, хоть изредка и появляются фильмы и игры с их участием. На замену шаблонным Франкенштейнам и “летающим простыням” пришли маньяки или более приближенные к старой классике монстры, которых, между тем, достаточно сложно приписать к какой-либо касте из прошлого. Смотря на современных чудищ, крайне сложно понять, вампир это или призрак. Им больше подходит эпитет “непонятная страшила”, что-ли, чем что-то конкретное.
Говоря именно о способах воздействия на нас хорроров, я не очень хочу упоминать такие факторы, как “темнота”, например, но все же для полной картины я вынужден это сделать. Боязнь темноты, так же, как и адекватная боязнь пауков или змей, заложена в нас генетически. Жизнь каждого человека пропитана бытовыми страхами, которые он приобретает на протяжении всего своего существования, однако большое количество страхов уходит так глубоко в древность, что они закрепились в нас врожденно. Режиссеры люди не глупые и прекрасно понимают, каким образом можно воздействовать на зрителя, чтобы точно не проиграть. Вообще, говоря о всевозможных стимулах страха, можно выделить несколько их типов: визуальные, звуковые, тактильные и обонятельные. В нашем рассматриваемом случае, киноделы и игроделы опираются на первые два. Остальные же типы свойственны различным квест-румам.
Те самые “непонятные страшилы”, о которых я упоминал не так давно, тоже создаются не с куста. Можно заметить, что большинство из них – это антропоморфное существо имеющее в себе животные признаки. Например, Бабадук, который в фильме возникает чаще всего в виде силуэта в темноте, аккуратно подсвеченный оконным светом. Его массивность усиливает эффект его силы, а тот самый легкий свет, падающий на него, даёт нам возможность разглядеть его огромные когти. Перед нами настоящий хищник: огромный, с длинными когтями и затаившейся в темноте, готовый напасть. Но при всем этом, поставь на его место медведя и зритель навряд-ли бы испытал страх. Именно его антропоморфные черты нагоняют жути. Зритель понимает, что Бабадук – человек, или что-то на него похожее, однако его нетривиальный вид и вызывает чувство тревоги.

Процесс становления и социализации личности тернист и сложен.-2

Бабадук всегда появляется в тесных пространствах, что тоже призвано усилить эффект страха. Необязательно иметь клаустрофобию, чтобы боятся замкнутых пространств. Вспомните, как ведет себя загнанный в угол зверь: он насупливается, рычит, показывает когти, но при всем своем грозном виде, он испытывает настоящий ужас. Человек, оказавшись в похожей ситуации, тоже включит режим “бей или беги”, и режиссер “Бабадука" это понимает и активно этим пользуется.
Замечательным примером такого приема станет видеоигра «P.T». Суть этой игры в том, что вы перемещаетесь по коридору… одному и тому же коридору… раз за разом. Вы ограничены этим тесным пространством, и никуда не сможете вырваться из него, застревая во временной петле.
Эта игра является еще и замечательным примером непредсказуемости, которая тоже является еще одним важным атрибутом качественного хоррора.
Перед вами один и тот же коридор, вы к нему привыкаете, но при каждом новом заходе в него, там что-то меняется. Будь то картины, фотографии или цвет лампы. Но порой, изменения настолько минимальны, что вы их даже не заметите. Проходя этот коридор снова и снова, даже при условии того, что ты играешь в хоррор, наступает расслабление. Эта монотонность успокаивает нервную систему, чтобы потом напугать игрока еще сильнее. Или же вы будете слышать постоянные шаги за своей спиной, однако обернувшись, источник звука вы не обнаружите. Эта игра умудряется одновременно как расслаблять игрока, так и держать его в постоянном напряжении и неведении того, что сейчас может произойти.
Можно сказать, что идеальный рецепт качественного хоррора – это ограниченность, неизвестность, непредсказуемость и устрашающий антагонист. Все это воздействует на наши древние страхи и способно вызвать эмоции о большей аудитории.

Как побороть страх?

Страхи, тревога и прочие беспокойства, чаще всего, рождаются в нашей с вами голове. Мы склонны представлять себе худшие исходы тех или иных событий, и на фоне этого и развивается страх. Нужно научиться брать под контроль своё воображение и перестать думать только о негативных исходах. Неконтролируемое воображение является рассадником для страха и может испортить вам жизнь. Тревога возникает как реакция на негативные мысли, каждое событие рассматривается как потенциально опасное.
Думаю многие из вас замечали, что когда мы испытываем страх или тревогу, то начинаем быстро дышать. Купировав этот первостепенный симптом страха, мы сможем избавиться от всей негативной эмоции в целом. Нужно сфокусироваться на своем дыхании и сделать так, чтобы вдох был короче выдоха. Есть техника под названием «7/11», где 7 секунд вы вдыхает, а 11 - выдыхаете.
Так же хорошо работает техника отвлечения от тревоги и страха. Вы можете либо просто послушать любимую музыку, либо, если такой возможности нет, перевести фокус внимания на окружающую среду и начать подмечать мелочи, будь то цвета или номерные знаки машин, одежда окружающих или прочие такие штуки. Также в моем телеграм-канале, уже есть пост, в котором я написал список из трех книг, которые вы можете прочитать, чтобы узнать о страхе больше и научиться ему сопротивляться, ссылка, как всегда, будет в описании.

Первостепенно нужно понимать, что боятся – это нормально. Негативные эмоции – тоже эмоции. Они также помогают нам чувствовать себя живыми. Не пытайтесь бежать от них, научись с ними жить и тогда сможете обрести гармонию с самим собой…