Мошенники постоянно изобретают новые фишки и обновляют старые схемы. Злоумышленники снова атакуют нас с вами звонками от имени Центробанка и правоохранительных органов. Но жертвы порой отказываются отказываются верить в правду, что их развели.
Почему человек отказывается верить, что его обманули, и почему мошенники так успешно действуют в последнее время? Об этом я спросила у специального психолога Анны Митрофановой.
Полный вариант статьи опубликован на сайте NN.RU, с которым мы с проектом "Меня не обмануть!" сотрудничает. На канале хочу поделиться мнением эксперта.
Автор: руководитель проекта "Меня не обмануть!" Наталья Халезова
«Жертвой мошенника может стать практически любой, вне зависимости от интеллекта, возраста, уровня образования и социального статуса. Многое зависит от степени подверженности конкретного человека влиянию извне. Также большое значение имеет актуальная жизненная ситуация. Например, в состоянии одиночества, стресса, разочарования человек гораздо быстрее попадает в ловушку», — объясняет психолог.
Все психологические приемы мошенников связаны с базовыми эмоциями: страх, радость, печаль, удивление, любопытство, злость. Именно эти чувства когда-то помогали нашим предкам выживать в первобытном мире, быстро реагировать на опасность и спасать свою жизнь. Сейчас, несмотря на расцвет цивилизации, наш мозг продолжает сохранять эти алгоритмы действий, констатирует эксперт.
«Всё, что касается базовых эмоций, выходит на первый план в любой стрессовой или необычной, неожиданной ситуации. Человек сначала реагирует эмоционально и только потом начинает думать и анализировать происходящее. Именно этим и пользуются мошенники», — говорит Анна Митрофанова.
Основные схемы воздействия на людей с целью получения выгоды:
- Сообщение о внезапном крупном выигрыше в лотерее, для получения которого нужно только «заплатить налоги» (базовые эмоции радости и любопытства).
- Сообщение о том, что близкий человек попал в беду и ему нужны деньги (базовые эмоции страха, печали).
- Звонок от якобы официальных лиц с информацией о каком-то правонарушении или попытке взять кредит на имя того, кому звонят (базовые эмоции удивления, страха, злости).
В любой подобной ситуации после активизации основных эмоций на первый план выходят техники и приемы влияния, которые используют злоумышленники:
- Особый порядок задаваемых вопросов, отвечая на которые, человек входит в состояние, похожее на транс или гипноз.
- Тон голоса: очень официальный и напористый; вкрадчивый и добрый; чрезмерно радостный и бравурный. Человек реагирует на это, и усиливается эмоциональный компонент мошеннической схемы.
- Своеобразное ускорение события: «быстрее получите выигрыш, пока он не достался другому»; «быстрее помогите близкому, пока не поздно» и т.д. В ситуации такого поторапливания возникает некое туннельное состояние, когда человек временно теряет способность к логике и анализу и стремится как можно скорее решить внезапно возникшую проблему, не думая больше ни о чем. Поэтому многие так легко переводят или отдают деньги злоумышленникам.
- Откровенное запугивание и угрозы, сообщение ложной информации. Человек хочет как можно быстрее вернуть себе ощущение покоя и стабильности и готов на все, в том числе выполнить инструкции, которые ему дают по телефону.
«Если человек попал под влияние, ему могут внушить, что все вокруг — враги, им не нужно ничего рассказывать. Или его окружают завистники, поэтому не надо делиться с ними информацией о «выигрыше». Комбинируя разные вопросы, советы, прямые команды и внушения, мошенники ведут свою жертву к нужному им финалу», — резюмирует психолог.
Статьи в тему: