Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Тень на работе. Часть 1 «Глупая»

В одной из прошлых статей "Когда не хочется на работу" я писала о том, что можно делать, когда нет возможности поменять работу прямо сейчас. Например, сделать из нее площадку для исследования своих способностей, интересов, пристрастий, сильных и слабых мест. Что дается с наибольшим трудом, а что – легко, непринужденно и с удовольствием. В каких процессах есть движение и энергия, в каких – апатия и сопротивление. Все эти наблюдения о себе помогут потом выбрать более подходящую работу, дадут ориентиры, на что обращать внимание.

А в этой статье я хочу предложить вам пойти на более глубокий уровень в исследовании своей индивидуальности, используя всю ту же «нелюбимую работу» как доступную площадку.

Работа в найме – такое место, где все «слепые зоны» нашей личности раскрываются максимально ярко. Почему так происходит? На работе присутствует как минимум два важных фактора, запускающих туда перенос нашей личной семейной истории:

- мы вынуждены, хотим того или нет, выстраивать какие-то отношения с руководителем, коллегами, а иногда и с третьими лицами (партнерами или клиентами компании), как когда-то в родительской семье – с родителями, сиблингами и другими близкими родственниками,

- мы зависимы от руководителей и от получаемых за работу доходов, как в детстве – от внимания, заботы и ресурсов родителей.

И если присмотреться к тому, как мы себя чувствуем в этих условиях, на работе, как проявляемся, принимаем решения, можно многое узнать о себе и своих «слепых зонах». Это отличная возможность заглянуть к себе «в подвал», в теневые стороны нашей личности.

Психическая Тень существует на нескольких уровнях. Есть Тень нашего рода, в которой могут содержаться боль, непрожитые, непрогореванные потери и травмы прошлых поколений и пр. Есть еще более глубинная коллективная Тень. Но сейчас я хочу поговорить о самом «поверхностном» уровне – о нашей личной Тени. Про то, как она формируется и проявляется, я писала вот здесь "Тень, Новосельцев и Шальная императрица".

Я задумала рассмотреть несколько самых распространенных теневых сторон, которые обычно нами не принимаются – Глупая, Слабая, Сильная, Агрессивная, Жадная, Яркая. Деление, конечно, очень условное, и в каждой психике это будет сочетание множества «выкинутых» частей, которое и создает наш индивидуальный узор личности.

.....

Начнем с этой:

«Глупая часть»

Это, как мне кажется, самая распространенная часть Тени, которую мы прячем от окружающих. Все воспитание построено так, что не знать чего-то, не уметь, значит, виноват - не выучил уроки, не постарался, не разобрался и т.д. Это стыдно, ты «плохой». А иногда и наказуемо – двойками, нотациями родителей или еще похуже, физическими наказаниями.

.....

Если в детстве за «глупость» преимущественно стыдили, то когда мы сейчас чего-то не понимаем, может накатывать непонятно откуда взявшийся сильный страх. И страх этот в глубине будет про личный провал и потерю самоуважения. Переживание это очень травматичное, поэтому психика пытается любыми путями избавить нас от повторения, избегая любых похожих ситуаций.

Одной девочке в детстве папа часто ставил сложные задачи, для решения которых ей приходилось сильно преодолевать себя.

Например, быстро разо

браться в устройстве проектора, так как скоро придут гости и будут смотреть фотографии из отпуска, а папе некогда с этим возиться. Не смогла разобраться – такое разочарование в папиных глазах, что хочется провалиться сквозь землю.

Или папа объяснял про отрицательные числа, а она ну никак не могла понять, сколько будет «пять минус семь». И в памяти больными зарубками остались папины слова «боже, она безнадежна», которые он произнес, глядя в сторону.

Однажды гости за столом что-то бурно обсуждали про театр, и девочка, вступив в разговор, «опозорилась», перепутав Антона Чехова (писателя) и Михаила Чехова (театрального деятеля).

Примерно, как в этом анекдоте:

Шестилетнюю девочку, мама приводит в школу. Школьный директор интересуется у неё, сколько времён года она знает. Девочка на мгновение задумывается — и уверенно отвечает:
— Шесть!
Директор пытается тактично ей намекнуть:
— А если ещё немного подумать?
Девочка снова задумывается — и говорит:
— Честное слово, больше не ногу вспомнить… Шесть!..
Директор выразительно смотрит на смутившуюся мать девочки, покашливает и отправляет их на минуточку в коридор…
Там мама возмущенно спрашивает дочку:
— Ну, Марина, ты чего?!
— Мама, мама… — со слезами на глазах отвечает дочка, — я и правда не помню больше никаких «Времен года», кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье, Чайковского и Глазунова!..
Мама:
— Марина! А как же Десятников, а Кейдж!?

Теперь эта взрослая девочка на работе тратит много нервов и сил, чтобы не дай бог не «опозориться», читает, изучает, проходит стопятьсот обучений, расширяет кругозор. Но, все равно, профессионалом себя не чувствует. Относится свысока к «необразованным» коллегам, а в глубине души сильно им завидует, ведь они могут свободно болтать обо всем, не страшась показаться поверхностными простушками.

.....

Если за «глупость» больше наказывали, чем стыдили – то во взрослом возрасте будет возникать чувство вины и страх неотвратимых неприятностей.

С другой маленькой девочкой мама часто готовила уроки. И если та что-то не поняла с первого раза, мама очень раздражалась, могла дать подзатыльник или наорать, что «тупая, бестолочь, не стараешься, никакого толку из тебя не выйдет».

Девочка очень любила маму и бессознательно приняла решение всегда быть отличницей.. ну или хотя бы казаться умной, авось не разберутся. Пока молчишь, сойдешь за умного.

Вот она и молчит на работе, боится спросить, прояснить, а из-за этого не хватает четкой информации, как и что делать, какой нужен результат. Она топчется на месте, не решаясь отправить сделанную работу руководству, затягивает сроки. Постоянно находится в тревоге, делает из-за этого ошибки и мучается еще больше. Как в замкнутом круге.

.....

Но ведь на работе, да и вообще, в любом новом деле, задаче, невозможно избежать временного незнания и непонимания. Если мы не в контакте со своей «глупостью», то это будет сильно нас тормозить, ограничивать и создавать массу ненужного напряжения. Позволить себе быть глупым, значит выйти за рамки, дать себе право не мыслить шаблонно, дать родиться нестандартным решениям. Творчество и креативность во многом сотканы из незнания и выходят из «пустой головы».

Примите свою глупость, подружитесь с ней. И как в работе с любым теневым качеством, это не будет означать тотального превращения в дурочку, тупицу, незнайку и т.д. Совсем нет. Это про то, как расширить себя, добавить в свой привычный жизненный репертуар еще одну краску – способность быть глупым. Воспринимая это, например, как готовность к новому, открывающую многие неизвестные возможности. Готовность к легкости и игре.

С уважением, аналитический психолог Воронина Ольга

Запись на консультацию:

здесь или по телефону, WhatsApp, Viber +79670752739

Автор: Ольга Воронина
Психолог, Онлайн-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru