Образование продлевает жизнь. Разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между людьми с высшим образованием и без него значительно увеличился во время недавней пандемии, показало исследование на данных США.
Высшее образование способствует увеличению продолжительности жизни, показывает исследование профессора Принстонского университета Ангуса Дитона, нобелевского лауреата по экономике 2015 г., и его коллеги по университету и жены Энн Кейс. Исследование показало, что ожидаемая продолжительность жизни для достигших 25 лет американцев, получивших диплом бакалавра, с 1992 г. непрерывно росла, в то время как у не имеющих высшего образования рост продолжительности жизни с 2010 г. повернул вспять.
Связь между образованием и продолжительностью жизни характерна и для других стран. Как правило, более образованные живут дольше и среди них ниже смертность.
В среднем разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между людьми с высоким и низким уровнем образования равен 8 годам для мужчин и 5 годам для женщин в возрасте 25 лет и составляет 3,5 года для мужчин и 2,5 года для женщин в возрасте 65 лет, показало исследование на данных 23 стран ОЭСР 2011 г.
Но в последние годы благодаря развитию медицинских технологий продолжительность жизни растет, а уровень смертности снижается, особенно в развитых экономиках, причем касается это всех образовательных групп.
Различия в уровне смертности людей с высшим образованием и без него связаны не только с прямым влиянием образования на индивидуальное здоровье, например через поведение в отношении здоровья, но и с действием более широких социальных и экономических факторов, считают ученые. В качестве аналогии они приводят надбавку к зарплате, которую получают люди с высшим образованием, – т.н. премию за образование, то есть разницу в заработке работника с высшим образованием и без такового (в США для бакалавров она возросла с 41% в 1979 г. до 83% в 2019 г.).
Эта надбавка зависит не только от того, что работник с образованием имеет знания и навыки, которых нет у работника без образования (прямой эффект). Но и от косвенных эффектов: того, насколько велика доля работников с высшим образованием на рынке труда, от доступных рабочих мест и технологий, от того, какие именно навыки готов вознаграждать рынок и насколько просто работникам переехать туда, где их навыки востребованы.
Аналогичные прямые и косвенные силы могут влиять и на продолжительность жизни и смертность – в том числе состояние рынка труда для менее образованных работников и состояние системы социального обеспечения.