Совсем недавно под отзывом о курсе «Основы АВА-терапии» Института прикладного анализа поведения (ИПАП) появился интересный и животрепещущий вопрос о руководящем контроле. Сегодня попробуем разобраться с этой темой.
Почему руководящий контроль так важен? Потому что если ребенок или молодой человек с аутизмом не считает учителя или родителя важной «фигурой», не прислушивается/не присматривается/не следует его инструкциям и делает по-своему, только так, как ему вздумается, то жди беды: вы сами не заметите, как начнете жить по законам и правилам ребенка, порой в ущерб собственным интересам и потребностям. Без установления сотрудничества не представляется возможным привести развитие вашего подопечного к существенному прогрессу. И вообще, никуда его не привести, ведь он с вами не пойдет, потому что не послушается – нет руководящего контроля!
Когда говорят о руководящем контроле, то чаще всего вспоминают о Роберте Шрамме, первом сертифицированном поведенческом аналитике в Германии. Он описывает 7 этапов установления руководящего контроля. Каждый этап – шаг на пути к формированию возможности у педагога, специалиста или родителя управлять поведением ребенка через подкрепление желательного поведения и формирование мотивации к сотрудничеству.
1. Вы берете под контроль мотивационные предметы: ребенок должен понять, что только вы контролируете те предметы, которые он хочет держать или с ними играть, и только вы решаете, когда ребенок может получить к ним доступ. Чтобы ограничить доступ ребенка к мотивационным предметам, нужно, прежде всего, составить список того, какие предметы ребенок может иметь в свободном доступе, и что он должен сделать, для того, чтобы вы решили предоставить ему этот доступ. Он должен видеть предметы, но не мочь их достать. Можно положить их на шкаф в прозрачную коробку, для старших ребят подойдет закрытый на ключ шкаф или комната.
2. Сделайте так, чтобы ребенку с вами было весело и интересно. Просто побыть с вами – это уже подкрепление, награда. Взрослый должен начать ассоциироваться у ребенка с чем-то приятным. Для этого нужно следовать за интересами ребенка. Если ребенок хочет слушать музыку, вы можете быть тем, кто даст возможность ее послушать. Другая прекрасная возможность для отождествления себя с подкреплением — когда ребенок раскачивается на качелях. Вы можете сделать это занятие более интересным, играя с ребенком, пытаясь поймать его или пощекотать во время раскачивания.
3. Следующий шаг – это последовательность в своих действиях и честность. Прежде чем задать ребенку вопрос или дать инструкцию, вам следует четко определить, какую реакцию вы ожидаете. За приемлемый ответ ребенка нужно поощрить. Постарайтесь найти пути, чтобы предложить больше подкреплений, когда ребенок показывает навык без вашей помощи, и меньше, когда вы помогаете ему дать правильный ответ. Если ответ приближен к правильному, то можно поощрить, но меньшей «порцией» (по размеру или по времени), а если правильный, быстрый и четкий, то ребенка можно поощрить побольше. Добавляйте социальное поощрение (дай пять, хвалите, обнимите, пощекочите, если ребенку это нравится).
4. Через ваши действия ребенок должен понять, что следовать вашим инструкциям и правилам, которые вы устанавливаете – это здорово и «выгодно». Инструкции даем простые, и ребенок может получить мотивационный предмет только следуя этим инструкциям. Поощряйте его стремление участвовать в занятии. Нужно каждый раз инструктировать ребенка «Сначала выброси это в мусор, потом будет печенье» или «Соберешь все жетоны – будет машинка». Используйте визуальную опору «Сначала - потом».
5. Никогда не забываем о тестировании предпочтений. Задача этого этапа – максимально понять, что сейчас интересно ребенку, «за что» он готов «работать», что ему интересно, что он предпочитает в зависимости от ситуации. Важно отслеживать также, часто ли ученик меняет выбор, какие свойства этого поощрения привлекают. В идеале – каждое занятие можно проверять, не «остыл» ли ребенок к тому, что вчера его привлекало. Держите руку на пульсе поощрений и тогда вы быстро и эффективно сможете влиять на мотивацию ребенка с вами заниматься. Для справки: выделяют первичные (еда, сон), вторичные материальные (предметы) и вторичные не материальные (социальные) поощрения.
6. Если предыдущие шаги реализованы успешно, то переходим к следующему этапу - переменному подкреплению. Если раньше вы поощряли каждую верную реакцию ребенка (ни одна верная реакция не должна остаться незамеченной!), то теперь можно переходить к переменному соотношению подкрепления: предоставляем поощрение не после каждого отдельного ответа, реакции (пропорция: 1 ответ-1 поощрение), а через одно, потом два, три, четыре ответа (пропорция: 2 ответа – 1 поощрение; потом 3 ответа – 1 поощрение; потом 4 ответа – 1 поощрение)
7. И заключительный, но важный шаг – уменьшение нежелательного поведения. Покажите ребенку, что игнорирование вашей инструкции или неприемлемое поведение не приведет к получению подкрепления. Нежелательное (неприемлемое) поведение – это поведение, повторение которого вы не хотели бы видеть снова при аналогичных обстоятельствах. Для этого важно не подкреплять такое поведение. Но это уже совсем другая история, ведь коррекция проблемного поведения – это объемная и непростая тема, которой посвящено несколько разделов в курсе «Основы АВА-терапии. Базовый курс».
Хотите знать больше о руководящем контроле? О нежелательном поведении? О поведении в целом и о стратегиях реагирования на поведение? О формировании, обобщении и поддержании функциональных навыков? Присоединяйтесь к курсу, который ведет педагог-психолог, поведенческий аналитик, клинический супервизор ресурсных классов Колпакова Лилия Олеговна. Переходите по ссылке и подавайте заявку на обучение https://iaba.ru/course/osnovy-ava-terapii-videokurs/
Стартуем 22.06. Вы с нами?
#ИПАП #онлайнинститут #прикладнойанализповедения #АВАтерапия #АВАобучение #ПАПобучение #аутизмобучение