Настоящая публикация, в большей степени, адресована русскоязычному населению, проживающему во Франции. Две причины для её написания:
1. Я аккредитованный психотерапевт, что означает регистрацию в реестре ADELI (фото 1), что, в свою очередь, предполагает возмещение стоимости консультации по дополнительной страховке MUTUELLE.
После каждой (!) консультации я выписываю квитанцию, которую вы можете отправить для дальнейшего возмещения её стоимости.
Если для вас важно не наскочить на лже-психотерапевта, либо напрямую спрашивайте, есть ли номер ADELI, либо сами поищите фамилию psy, как минимум, в Сети Психотерапевтов Франции. (фото 2).
В постсоветских странах (не знаю, во всех ли), имеет право называться ПСИХОТЕРАПЕВТОМ то лицо, профессиональная подготовка которого соответствует следующим критериям: «Психотерапевт должен иметь базовое* психологическое или медицинское образование и иметь специальную психотерапевтическую квалификацию, которая предполагает дополнительное психотерапевтическое образование» (из Интернета, из российских источников).
*БАЗОВОЕ психологическое образование не означает 1 или два года учёбы-переподготовки.
Во Франции ситуация несколько сложнее.
В 2019 году, на перерыве между парами, одногруппница рассказала мне о том, что раньше психотерапевтами себя называли экстрасенсы и представители разных сомнительных практик, пока государство не вмешалось в это безобразие в 2010-ом году. Сравнительно недавно, а потому можно представить, насколько размыто понятие «психотерапевт» в головах французов. К счастью, власти защитили эту профессию рядом декретов и регистрацией в специальных государственных реестрах. Регистрация в реестре ADELI – один из форматов признания государством профессии психотерапевта.
И в самом деле, на днях, в поисках очередного образования в следующем учебном году, наскочила на одну из школ (негосударственное учреждение образования), где в презентации так и указано «психопрактик или психотерапевт, по-старому». Так вот, следует различать два термина «психопрактик» и «психотерапевт». И честь тому, кто честно указывает, что он – психопрактик. Во всяком случае, я отношусь с большим уважением к человеку с профессиональной чистоплотностью. Но дело не только в этом, но и в том, что во Франции существует юридическая ответственность за присвоение звания, которое тебе не принадлежит. В данном случае речь идёт о заключении под стражу сроком на один год и штрафом в 15 000 евро.
Однако на сайте указанной выше базы нахожу статью «Пациенты: осторожно с лже-psys!» (фото 3).
Думаю, что тот, кто её писал, настроен довольно воинственно против тех, кто называют себя психотерапевтами, таковыми не являясь.
Здесь говорится об отсутствии ГОСУДАРСТВЕННОГО университетского образования как об отличительном признаке лже-психотерапевта или вообще об его отсутствии. К таким «psys» относят «терапевт чего-то там», «психо чего-то там», «гипно чего-то там», «Гештальт чего-там», «терапевт психотерапии отношений» «шамано-терапия», «медиум-терапия» и подобное.
Правду говоря, во Франции довольно строго с тем, что имеет отношение к профессиональному кадру. Так что, не в обиду тем, кто практикует в рамках подобных направлений. Здесь речь идёт исключительно о защите статуса ПСИХОТЕРАПЕВТА. Можно быть психопрактиком, но запрещено присваивать незаконно данное звание.
P.S. Мне иногда приходится объяснять пациенту, впервые пришедшему ко мне на приём, что я не имею отношения к этим практиками.
Автор: Елена Шевцова
Специалист
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru