В заметках о выставке Фриды Кало и Диего Ривера я написала, что в Русском музее на меня произвели впечатление две картины: "Последний день Помпеи" и небольшая картина, на которой мужчина пытается соблазнить женщину. Название картины я не запомнила.
И вот решила после таких воспоминаний найти эту картину. Немного потрудившись, мне это удалось.
Это произведение художника
Степана Бакаловича "Вопрос и ответ". (1900 г.)
И что вы думаете?
Во-первых, на меня картина вначале не произвела никакого впечатления! Да, присмотревшись, я потом отметила, что дерево, трава, здание, фонтан выполнены в таком живом стиле, что смотрятся, как фотография. И это придает картине особую прелесть. Но меня-то насколько помню привлекло не это, а взаимоотношения мужчины и женщины.
Во-вторых, я не увидела никакого соблазнения! А увидела чувства мужчины и сдержанность женщины.
В-третьих, ознакомившись с историей картины, узнала, что сюжет действительно не о коварном мужчине, который пытается соблазнить юную девушку.
На самом деле в смысл картины вложен христианский подтекст.
Посмотрим, что о ней написано в Государственном Русском музее:
Картина Степана Бакаловича создана по мотивам романа Генрика Сенкевича «Камо грядеши», где важную сюжетную роль играет история любви молодого патриция Марка Виниция и Лигии, дочери царя лигийцев, принявшей христианскую веру.Художник изображает момент, когда Марк признается Лигии в любви, а она в ответ загадочно чертит на песке фигуру рыбы, являющуюся одним из символов Христа.
В переносном смысле фраза Камо грядеши? является предложением (в форме вопроса) задуматься, правильно ли человек живёт, туда ли идёт в своей жизни, верны ли его жизненные цели, ценности и т. п.
И возникает тогда вопрос: отчего же в моей памяти картина запечатлелась таким образом, как я описала?
Конечно, мы с возрастом меняемся и можем видеть события, произведения, фильмы, да, и самих себя и т.д. по-другому.
Это несомненно. И не исключено, что какие-то события того периода у меня могли вызвать ощущения, что за любящим взглядом может скрываться манипуляция.
Но, если вспомнить, что происходило в Русском музее, когда мы с дочкой ходили по залам и рассматривали картины, то четко видно, как другие посетители повлияли на моё восприятие картины.
Можно сказать, что я заразилась их восприятием.
Когда мы подошли к данной картине, две женщины очень оживлённо её обсуждали. И они, так искренне, живо, громко, говорили о том, как мужчина соблазняет женщину, как он коварен. И мы с дочкой, вовлекаемые в их оживленный разговор, начали тоже видеть соблазнение. И кивать головой.
В это время подошли люди фотографировать эту картину, что ещё больше придало ей ценности в моих глазах.
Мы, конечно, тоже засуетились и стали фотографировать.
Также сработал эффект разности: маленькая картина, неизвестный лично для меня художник с одной стороны, с другой - интерес к картине присутствующих.
На этом примере из моей жизни я показала, друзья, как формируется эффект заражения.
Как легко присвоить себе чужие мысли без дОлжного осмысления.
Как легко нам могут внушить определенные мысли.
Как можно вокруг определенного человека создать негативное отношение. Либо, наоборот, восхищение.
Как быстро заразиться чужими страхами...
И хорошо, когда это касается только картины. Вполне любопытной, талантливой.
Осознанности всем нам!
Телеграм: https://t.me/oksanatankova48
Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на страницу сайта, где статья напечатана.
Записаться ко мне на консультацию можно по этой ссылке: https://www.b17.ru/tanov4277/#consultation
Skype: oksana-tankova3536
по телефону +7 (988) 576-88-85 ( лучше писать - ватсап, телеграм)
Автор: Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru