Найти тему
Вести: Приморье

Пепел Шивелуча: ученые устанавливают последствия удара от извержения вулкана

Во время экспедиции на Камчатке приморские ученые совершили стыковку двух наук! Океанологи и вулконологи выясняли, по какому сценарию будут развиваться события после сильнейшего, за последние 60 лет, пеплопада. Какой удар по природе нанес вулкан Шивелуч своим пробуждением?

Первые результаты исследований узнала Елена Штылина.

Вглядываясь в одну из самых высоких вершин полуострова, высота вулкана почти 3300 метров, ученые отмечают: «газит» исполин. Пять недель прошло после его пробуждения, а шлейф газа все еще тянется в небо. Вдоль бассейна реки Камчатка - пыльные вихри, темно-серые ручьи, «мертвые» пейзажи на сотни километров.

Павел Семкин, и.о. заведующего лабораторией гидрохимии ТОИ ДВО РАН: «Пеплом была завалена долина реки Камчатка. Мы уже проехали около 200 километров и видим, что природа явно угнетается в этом лесу. Некоторые деревья сломаны, другие придавило пеплом. Все это из-за того, что пепел превратился в цемент!».

Такого пеплопада, по словам камчадалов, давно не помнят здешние места. Вспоминают, 11 апреля они проснулись, а утра так и не наступило.

Так, пробил час нелегких испытаний в Усть-Камчатском районе. В поселке Ключи — люди устали расчищать завалы. Когда ветер устраивает пыльные бури, нечем дышать, как после взрыва на цементном заводе. Пепел попал и в систему водоснабжения, так что вода из крана ни на что не годится.

Елена Калачева, замдиректора по научной работе Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН: «Все это большое облако, большая его часть осела в районе Шевелуча. То, что ушло в стратосферу, большими площадями распространилось над всей планетой. Извержение было достаточно крупное».

Как пеплопад изменит природный баланс, камчатские и приморские ученые выясняют вместе. По мнению одних, пепел для растительности – хорошая подкормка. Вот только панцирь природных удобрений не дает пробиться зелени. В воде гидрохимики отмечают многократное превышение соединений азота, фосфора, органического углерода. Вместе с речными водами концентрат устремляется в океан и может негативно повлиять на прибрежную экосистему.

Павел Семкин, и.о. заведующего лабораторией гидрохимии ТОИ ДВО РАН: «Сейчас талая вода из снега обогащена химическими элементами, которые поставляет вулканический пепел. Поэтому в этом году мы ожидаем более интенсивное цветение фитопланктона в Камчатском Заливе».

Избыточное цветение фитопланктона уже натворило бед в прибрежных водах Камчатки. В 2020 году у берегов Авачинского залива токсичные микроводоросли стали причиной массовой гибели морских обитателей. Пострадали и люди. Исследования природных явлений на Камчатке приморские ученые продолжат летом в ходе морской экспедиции.

Наука
7 млн интересуются