"Худой мир лучше доброй войны", - гласит древняя мудрость. Казалось бы, данное изречение имеет универсальный характер, и его можно тогда применить и к вооруженному конфликту на Украине. Однако, чем продолжительнее и запутаннее конфликт, чем больше в нём завязано интересов разных стран, тем сложнее найти развязку в виде даже "худого мира".
Число инициатив и предложений по мирным переговорам с каждым днём становится всё больше. В апреле президент Бразилии Лула да Силва предложил создать похожий на G20 формат, "чтобы положить конец войне и установить мир". По его мнению, нужно убедить страны, которые поставляют оружие и подогревают войну (Европу и США), прекратить делать это. Также для ведения переговоров необходимо сформировать группу стран, не имеющих никакого отношения к войне.
В мае спецпредставитель правительства КНР по делам Евразии Ли Хуэй провёл встречи в Москве и Брюсселе, где обсуждались китайские мирные инициативы. Судя по информации в западной прессе, Ли Хуэй призывал к тому, чтобы США и Европа добивались немедленного прекращения огня на Украине и сохранения за Россией новых регионов. Со своим встречным мирным планом обещал выступить и президент Франции Эмманюэль Макрон, с тем чтобы организовать первые встречи сторон уже летом 2023 года. В Пекине заявили о поддержке европейской стороны в "её стремлении, исходя из собственных фундаментальных и долгосрочных интересов, содействовать скорейшему возобновлению переговоров, учитывая разумные опасения всех сторон, создавать сбалансированную, устойчивую систему безопасности в Европе".
Свои услуги в деле продвижения к миру предложили также Турция, Ватикан, африканские страны и многие другие. Так, представитель президента ЮАР Винсент Магвенья сообщил, что Украине было направлено предложение о начале мирных переговоров с Россией без вывода российских войск. В рамках мирного урегулирования будут обсуждаться прекращение огня и "установление рамок для прочного мира". Если Москва благосклонно принимает все подобного рода инициативы, то Киев встречает их в штыки. Представитель офиса украинского президента недавно заявил, что "время для посредников закончилось" и что за основу может быть принят только "украинский мирный план".
Как известно, Киев предлагает вывести российские войска, вернуть все утраченные в ходе конфликта территории (включая Крым), провести трибунал над Россией, потребовать от неё репараций и т. д. План выглядит сильно оторванным от реалий на земле, но имеет то преимущество, что он пользуется безоговорочной поддержкой со стороны коллективного Запада. Позицию Москвы в своё время озвучил замглавы МИД РФ Михаил Галузин. Если вкратце, то речь идёт о прекращении военной поддержки Украины странами Запада (оружием и наёмниками), отказе от её вступления в НАТО и ЕС, признании Киевом и международным сообществом новых территориальных реалий, демилитаризации и денацификации Незалежной, защите прав русскоязычных граждан и русского языка, отмене антироссийских санкций и т. д. В общем-то, антагонизм позиций Украины и Запада, с одной стороны, и России, с другой, очевиден.
В ходе визита в африканскую страну Бурунди глава МИД Сергей Лавров заявил, что Москва положительно оценивает идеи по поиску мирных решений, высказанные странами "Глобального большинства". Но рассматривать все эти идеи и инициативы необходимо в контексте геополитического противостояния, затеянного Западом против Российской Федерации, а заодно и против Китая. Как показывает мировой опыт, завершение конфликта такого масштаба возможно в двух случаях: либо одна из сторон терпит однозначное поражение, либо обе стороны больше не могут вести войну в связи с истощением своих ресурсов.
Читайте по теме: На Западе не обещают Киеву голливудское кино