Ездила на неделю к сестре, а ее младшая дочка – шустрая 11-летка. Обожаю за ней наблюдать, чтобы быть в курсе детских увлечений. И вот сейчас моя племяшка активно увлекается культурой 80-х – наряжается с отсылкой к тому времени, а заодно пересматривает фильмы тех лет про молодежь.
По моей наводке посмотрела советские фильмы вроде «Курьера», «Шанс», «Вам и не снилось» - она ими прониклась, но пока похожее кино смотреть не хочет, так как оно ей показались мрачными. Тут я, наверное, была не права, признаю. Рано ей еще столь тяжелое кино смотреть (я ей еще «Дорогую Елену Сергеевну» чуть не посоветовала, хорошо, что сразу одумалась ).
У племянницы сейчас настроение смотреть легкое и веселое кино про старшеклассников (не детские сказки), поэтому Рита скачала себе американских комедий. Я ради интереса тоже начала пересматривать эти фильмы. Что-то мне хорошо знакомо, а что-то смотрела впервые.
Посмотрела несколько комедий подряд - и у меня возникли опасения, что они не лучшим образом могут сказаться на хрупких моральных ориентирах маленьких зрителей. Эти культовые фильмы однозначно повлияли на американское поколение, выросшее на них, они объясняют некоторые особенности этих людей.
Приведу несколько примеров. И поясню, что именно общее я в них обнаружила и что именно меня обеспокоило.
«Грязные танцы»
Чудесные актеры, шикарная музыка и атмосферой. Эстетика действительно покоряет. Но вообще-то молодых зрителей фильм учит тому, что родителей не нужно слушать. В фильме они выставлены недалекими людьми.
Главная героиня совершила все, что от чего ее пытались предостеречь заботливые «предки». Но только она в конце не вынесла урока, а «заставила» родителей замолчать и принять ее выбор. Вроде как она права, что связалась с парнем старше себя и намного беднее себя. Но если вдуматься - у подобных отношений мало шансов быть счастливыми.
«Назад в будущее»
Культовый фантастический фильм. История очень интересная. Но мне снова не нравится, что в кино родителей детей показаны мямлями и лишенными всякого авторитета. Сын их поучает, защищает, управляет ими. Главный герой своим примером показывает, что слушать маму и папу не нужно – они ничему хорошему вас не научат. Нужно делать то, что вы сами хотите.
«Шестнадцать свечей»
В этом фильме мама и папа просто-напросто забыли про 16-летие дочки. И совершенно не обращают внимание на ее переживания.
Хуже всего, что к концу фильма ничего не меняется, никакого урока никто не сделал. Родители просто сказали дочери «Ну извини нас» и продолжили игнорировать своего ребенка. Из этого юные зрители могут вынести урок, что мама и папа не должны быть авторитетами, им нельзя доверять.
«Выходной день Фэрриса Бьюллера»
Культовый в Америке, но малоизвестный у нас фильм. Это самый странный для меня фильм про молодежь, который, на мой взгляд, способен исказить моральные принципы чувствительного зрителя. Главный герой – старшеклассник Фэрис – весь фильм обманывает учителей и родителей. Не ходит на уроки и придумывает «отмазы». Он подделывает свои школьные результаты, уговаривает друга угнать машину отца, обманывает в ресторане. И во всех ситуациях он показывается хорошим. Это преподносится, как приключение, а не как проступок.
При этом взрослые показаны как полные глупцы, они делают и говорят ерунду. А дети ловкие, умные – запросто обманывают доверчивых и недалеких взрослых. И в конце парень выходит сухим из всех своих афер, выглядит веселым и положительным. Глубокомысленно произносит, глядя в камеру: «Жизнь одна! Не тратьте ее на скучную взрослую ерунду». А ерунда тут - учеба и мысли поступлении в университет. Вот так мораль. А теперь представьте, что американцы в комментариях пишут к этому фильму: "Я выросла на этом фильме. Фэррис был моим кумиром". Да уж, не хотела бы, чтобы у моих детей был подобных кумир.
Вывод
В перечисленных фильмах зрители видят, как герои дурят родителей, не слушаются их, считают маму и папу глупее себя. Так же и с педагогами - в старых американских комедиях учителя показаны, как отрицательные персонажи, которые ничего не знают в жизни. Слушать педагогов и родителей – плохо, сбегать с уроков и из дома – хорошо.
Важное уточнение: среди советских фильмов тоже есть примеры историй про детей, которые хулиганят и обманывают родителей. Но взрослые никогда не выставляются полными глупцами (по крайней мере не припомню примера, где показали бы всех родителей и учителей плохими). И как правило советские кинодети к финалу фильмов делают вывод и исправляются.
Перечисленные американские фильмы 80-х я считаю хорошими и вовсе не призываю их забыть и никогда не смотреть. Мне лишь кажется, что они опасны для маленьких детей, которые еще плохо отделяют кино от реальности, не понимающие утрированных шуток и ситуаций и могут начать брать проделки героев за образец. Мне кажется, что смотреть такие фильмы нужно уже будучи осмысленным человеком - лет с 13-14, не раньше.
Это все, конечно же, лишь мое личное мнение. Интересно послушать и вас. Как вы относитесь к перечисленным фильмам, согласны ли вы со мной, что они способны научить юных зрителей плохому?