Газета "Пионерская правда" время от времени радовала юного читателя публикациями новинок научной фантастики. Стоило появиться в почтовом ящике или газетном киоске свеженькому номеру с началом фантастической повести, как пионеры (и не только они) Страны Советов теряли покой, с нетерпением ожидая продолжения. Таких НФ-публикаций в "Пионерке" было много, достаточно вспомнить "Гриаду" Александра Колпакова, "Янату" Светланы Касымкуловой, "Дрион" покидает Землю" Александра Ломма и конечно же - повести Кира Булычева.
Редакция "Пионерской правды" внедряла элементы интерактива, предлагая читателям продолжить историю еще до того, как она была опубликована полностью. Разумеется, находились тысячи начинающих писателей, которые заваливали редакционные столы собственными измышлениями о том, как должна развиваться публикуемая повесть. Впервые этот эксперимент был проделан с повестью Кира Булычева "Звездолет на Вяте", напечатанной в "Пионерке" в 1979 году.
По признанию Кира Булычева, он приносил в редакцию уже готовую повесть, но чтобы читательский труд не оставался напрасным, в публикуемую версию включались две- три фразы взятые из читательских продолжений. Тогда как в книжных версиях использовались первоначальные авторские варианты. Знал ли писатель и сотрудники газеты, что наносят некоторым своим читателям психологическую травму? Ведь до сих пор бытует мнение, что Булычев обокрал бедных пионеров.
Не стану разубеждать сторонников этого мнения, хотя как человек пишущий прекрасно понимаю, насколько оно абсурдно. Обычно писателю своих идей девать некуда и одной из главных проблем творческого человека является невозможность все свои задумки реализовать. Впрочем есть люди, которые всю жизнь живут с убеждением, что они гораздо умнее и талантливее тех, кто чего-то достиг в жизни, просто их когда-то обокрали или помешали реализоваться. Бог им судья! Вернемся к самой повести.
Булычев хорошо понимал свою целевую аудиторию и потому в детских произведениях использовал ряд не хитрых, но всегда срабатывающих приемов. Во-первых, героями такой повести должны быть сам дети. Во-вторых, они должны быть любознательными и достаточно смелыми, чтобы ввязаться в приключения. В-третьих, сюжет должен быть линейным без лирических отступлений и не имеющих к нему отношения описаний. Все это наличествует в "Звездолете на Вяте".
Именно дети противостоят в ней коварным пришельцам-кренгам, умеющим принимать любой облик. К взрослым дети обращаются только в крайнем случае, когда сами не могут справиться с проблемой. И это понятно. Взрослых не так-то просто убедить в том, что к нам на Землю прибыли инопланетяне. Схожий мотив использовал Александр Мирер в повести 1969 года "Главный полдень". Только у Мирера пришельцы гораздо опаснее, ведь они хотят захватить нашу планету, тогда как цель кренгов нейтрализовать опасного свидетеля.
Не знаю, обращал ли кто-нибудь внимание на то, что действие повести "Звездолет на Вяте" происходит в той же литературной вселенной, к которой относятся циклы о докторе Павлыше и Алисе Селезневой, ибо в ней упоминается Галактический центр, куда со временем должна вступить их земная цивилизация? Так что победа над кренгами и спасение пришельца Дэ стали своего рода экзаменами на вступление нашей расы в союз звездных цивилизаций.
В творчестве Булычева вообще много внутренних связей. В отличие от других писателей, он не отделял свою историю будущего от прошлого, и настоящего, связывая их в единую цепь с событиями последующих веков. По некоторым деталям можно предположить, что доктор Павлыш и Алиса являются современниками, с той лишь разницей, что в мире "гостьи из будущего" больше сказочного. Ну так она же ребенок! Но ведь именно Алиса связывает свой XXI век с веком ХХ, где живут, конечно же, не только Юля Грибкова, Фима Королев и Коля Наумов, но и герои "Звездолета на Вяте" - Олег, Сева и Марина. Впрочем, это тема для отдельной статьи.
Как бы то ни было, но повести Кира Булычева, а в их числе и "Звездолет на Вяте", были для своих первых читателей не просто развлечением на время каникул. Они поддерживали в нас интерес к освоению космоса и внеземным цивилизациям и морально готовили к тому будущему, которое обязательно должно будет наступить, если мы все сделаем правильно.