Наша психика всячески стремится к самосохранению. Но ЭГО (как сознательная и самая малая часть психики) воспринимает эту потребность за страх потерять себя, свои права и позиции. Оно призвано сохранить устойчивость и выживаемость человека среди остальных. Поэтому оно (это наше Эго, прошу не путать со всей личностью) с удовольствием берется за идею о том, что все должно быть стабильно и «правильно». В смысле, не должно быть сомнений и двойственности, а «весь мир должен подталкивать к правильному решению».
Подумайте еще раз, как нам на самом деле хочется быть абсолютно уверенными, что с нами тот человек, который правилен для нас, что мы работаем там, где должны, что мы делаем все, чтобы жить хорошей жизнью. Только хорошей жизнью, опять же, без нервотрепок, сомнений, переживаний и т.д.
Чем сильнее наше эго, тем больше оно от нас требует этого. Да, оно должно быть сильно, как военно-начальник должен быть уверен в мощи своей армии. Однако начальник – не хозяин всей страны.
Где-то есть предел власти Эго. Травмированные люди не чувствуют этого предела и расширяют свое эго до упора, лишь бы не сталкиваться с болью, сожалением, разочарованием и т.д.
Это про контроль, постоянную родительскую позицию ко всем, перфекционизм и т.д. И обратной стороной сюда же входит скрытый (а иногда и явный) садизм: «я так сказал, значит, так должно быть».
Надеюсь, понятно, что жесткие правила, ограничения и муштра не могут оставаться внутри личности. Тот, кто давит на себя, будет давить и на свое окружение.
Позволить себе сомневаться… - как это под час кажется тяжело. Разрешение себе ошибаться и не знать иногда причиняет человеку нестерпимую боль. Как если бы его нога была зажата в тисках долгое время и уже привыкла быть скукоженной, а потом тиски сняли и… встать на землю без них кажется невыносимо.
Поэтому люди, которые дают себе разрешение жить, поначалу СИДЯТ на земле, не в силах встать (метафорично). Они пока не могут идти по жизни, хотя им раньше казалось, что, стоит снять оковы, они побегут. Им нужно время, чтобы привыкнуть, что правил нет.
Утверждение, в котором не содержится внутренней рефлексии и которое не подлежит сомнению, является авторитарным и косным.
Вы спросите меня (я надеюсь), а как же тогда вообще жить, если ни одна мысль не является правдой на все 100%. Я вам отвечу: мы выбираем те убеждения о себе, о мире, о людях и т.д., которые нам полезны.
Не надо очень буквально воспринимать слово «полезность», я не призываю вас использовать всех и вся. Речь, скорее, о том, что нам хорошего и плохого дает думать так, как мы думаем.
«В этой стране нет достойных мужчин», например, - что хорошего приходит в нашу жизнь, когда мы так думаем? И оно, это хорошее, правда есть. Если вы в чем-то убеждены, значит, вам так выгодно. Например, вы не ищите отношений и избавляетесь от страха не понравиться, параллельно самоутверждаясь за счет того, что берете на себя функцию мужчины. Это правда повышает уверенность в себе и, может, это именно то, что сейчас нужно.
Однако, если это убеждение причиняет вам страдание, то позвольте себе допустить (лишь допустить), что оно очень субъективное и основано на малой выборке.
Как менять свои суждения сейчас я вас учить не буду. Я хочу сказать об огромной ценности такого качества, как способность вместить в себя полярные взгляды. Не все мысли и идеи можно, что называется, «поженить». И это абсолютно нормально. Как в расстающейся паре НЕТ правого и неправого, виновного и невиновного. Диаметрально противоположные идеи могут быть обе правильные и принять это – значит, личностно вырасти.
Конечно, человек, который рискует сомневаться, рискует усилить свою тревогу. Но риск усиления тревоги указывает на развитие личности. «Туда нам надо!» (из мультика)
Эго – это НЕ мы сами, а лишь видимая верхушка нашей личности. Бесконечно потакать своему эго – это ввалиться в ригидность, садизм по отношению к себе и другим и, в конечном счете, в переживание депрессии.
Настоящая личность в нас ждет, чтобы мы ее приняли целиком со всеми тараканами и противоречиями. И только тогда появляется пресловутая любовь к себе и, следовательно, силы идти дальше и свершаться.
Юнг как-то заметил, что индивидуация не спускается сверху, от «царствующего властителя Эго», а исходит от расщепленных энергий – от «маленьких людей» нашего внутреннего царства. Расширение и приобретение мудрости требует от Эго постоянного диалога с этими частичками души, причем диалог должен быть открытым и спокойным. Иными словами, внутри нас должна быть демократия, а не тоталитаризм.
Поэтому для большинства настоящий внутренний рост начинается с разрушения защит и, соответственно, чувства незащищенности.