Чтение научной фантастики 1960-80-х – довольно сентиментальное занятие. Повод умилиться очаровательной наивности футурологов. С их точки отсчета мы живём в самом настоящем будущем. Правда, оно сильно отличается от того, что пророчили нам писатели-фантасты.
Покорение дальних планет откладывается
Главный сай-файный выстрел в молоко – это, конечно, грезы насчет колонизации космоса. Лунные шахтеры, яблони на Марсе, дальний космос и вот это вот всё.
Уже к концу 80-х стало понятно, что в этой сфере человечество ограничивается теорией малых дел. Ядерно-электрический ракетный двигатель пока не пришел на смену реактивному, а без него космо-экспансия не случилась.
Личный аэрокар уступил общественному
Мечты о том, что личный транспорт вытеснит общественный, а трамваи и автобусы падут под напором умных автомобилей и аэрокаров, остались мечтами.
Летающий автомобиль возможен как теоретический концепт, но неподъёмен экономически. А автомобиль на автопилоте, принципиально не попадающий в пробки, как оказалось, попадает в другие неприятности.
Даже в США, в стране, которая когда-то была иконой тотальной автомобилизации, началось возрождение трамваев. Автобус в некоторых мегаполисах мира вступил в любовную связь с метрополитеном и превратился в метробус – с высокими перронами, ускоряющими посадку-высадку и с выделенным маршрутным коридором в коробе из шумозащитных щитов.
Города-сады не пригодились
Эта грёза, владевшая человечеством с начала 1900-х, получила чертёжное воплощение в СССР 1920-х, а предметное – в новосибирском Академгородке. Подобия нашего Академгородка – любимая локация Стругацких. Серёжа Сыроежкин (не в фильме, а в довольно тягомотной книге-первоисточнике) тоже живёт в паркообразном Академгородке.
Правда, к 2000-м выяснилось, что город-сад и город-лес могут существовать только в рамках одной экономической задачи или пула смежных задач. И при их исчерпании город-сад/лес впадает в стагнацию, в тяжкий коммунальный упадок, либо превращается в обычный город. Как говорится, либо город, либо лес. Либо уточка, либо курочка.
«Роботы-слуги» не научились ходить
Андроиды, приближенные к внешности живых людей, но деликатно превосходящие их в услужливом проворстве – дежурный образ фантастики, повествующей о 21-м веке. Мечта споткнулась о прозаические аспекты – пока человекообразных роботов не удаётся научить даже уверенно ходить. Оказалось, что человеческая фигура довольно неустойчивая конструкция. Добрая матушка Природа жалостливо наделила нас встроенным гироскопом. С роботом подобное повторить пока не удаётся. Пока все супер-реалистичные роботы болтают с посетителями выставок, сидя на стуле или стоя на подставке. До роли горничных и мажордомов им ещё очень далеко. Четвероногие собратья более устойчивы, но сильно уступают по своей «ми-ми-мишности» реальным четверолапым конкурентам.
«Нечеловеческое» творчество
Фантасты прошлого века мечтали, что человек отдаст роботам скучную индустриальную экономику, а сам будет заниматься творчеством. Тут человечество ждало разочарование, посильнее, чем с дальним космосом. Оказалось, что креативные способности среднестатистического человека не настолько уникальны.
«А может ли робот нарисовать картину?» - запальчиво спрашивал у совестливого андроида герой Уилла Смита. Робот Санни тушевался и соглашался – дескать, да, не могу. Уделал ты меня, кожаный…
Прошло немного времени, выросли дети, смотревшие этот фильм, и оказалось, что нейросеть и картину в любом стиле нарисовать может, и фото с несуществующей моделью, и ролик с несуществующим актёром. Рисовальщики, фотографы, мастера фото-шопа, креативные отделы корпораций и глянцевых журналов вздрогнули и приуныли – будущее оказалось довольно грозным и немилосердным к ним.
За голограммой в карман не полезешь
Видеосвязь на расстоянии фантасты 70-80-х представляли на уровне подростка в остром пубертате. В реальности же оказалось, что голографическая трансляция или видеопроекция в полный рост не имеют функциональной ценности. Нас вполне устраивает миниатюрное изображение на миниатюрном оборудовании. Смартфон победил гало-транслятор в силу бессмысленности последнего.
И уж чего вообще не предусмотрели фантасты, так это появления Интернета и его объединения с телевидением, радио, внедрения практически в каждый бытовой прибор. В фантастических романах 70-80-х обыватели 2020-х летают в гравимобилях, болтают по галофонам, крутят романы с красотками-роботессами, но при том в их мире нет ни интернета, ни радио-подкастов, ни даже SMS и смайликов-эмодзи.
В общем, будущее – оно как те совы из «Твин-пикса». Не то, чем кажется. Когда становится настоящим.