Найти тему
Fon Kraft

Гражданский моделизм : Перекуём мечи на орало | Челябинский тракторный завод - трактор от Трубача

А я вот тут подумал: "Почему в народе популярна именно военная тематика для моделизма"? Ну, вот сразу, навскидку, какую массовую стендовую модель вы вспомните? Танк! Или самолёт штурмовик Ил-2. Корабелы вспомнят эсминец "Современный". Автомобилисты, ну, наверное, "Тайфун". Но это всё техника военная. А как быть с техникой гражданской? Тут всё сложнее: либо вековой давности ретро (Газ-АА, ЗИС-5), ещё УАЗ "Буханка", ну и - в последнее время - КАМАЗы от "Звезды". Остальное - либо в масштабе 1:43 и не от "Звезды", либо совсем не от "Звезды" и даже не отсюда.

А как быть, например, если я мечтаю построить модель трактора? Ну, например, ДТ-75. Потому что в автодорожном техникуме любимым вопросом было:

- Скажите, а "ДэТэшка" - это задний привод, или полный?

Уставший от однотипных вопросов, повторяющихся из года в год, инструктор заявил:

- Привод - полный! Поэтому в занос вы его не сорвёте!

Так вот, мне это удалось. До сих пор помню вращающийся вокруг своей оси техникумовский бульдозер под моим управленим, медленно, но неотвратимо надвигающийся короб полуприцепа и огромные глаза инструктора, который смотрел на бульдозерный отвал, застывший в 10 см от злополучного полуприцепа.

После того занятия заветный корочки тракториста-машиниста мне выдали экстерном и попросили никогда больше не приходить на полигон.

Масштабная модель бульдозера ДТ-75 в масштабе 1:43, которую мог бы мне предложить Яндекс-Маркет, но в продаже её не оказалось
Масштабная модель бульдозера ДТ-75 в масштабе 1:43, которую мог бы мне предложить Яндекс-Маркет, но в продаже её не оказалось

Увы, но магазины смогли мне предложить только деревянные модели трактора, в которых угадывался прототип, но всё-таки не то. Они замечательно подходят для детского творчества, мне же хотелось реалистичную модель-копию.

Однако тема тракторов меня зацепила и так просто сдаваться я не собирался. Пока искал что-нибудь похожее, всезнающий интернет напомнил мне, что были времена, когда партнёры из-за океана были нам пратнёрами и помогали развивать индустриализацию России. Что произошло потом - оставим для анализа историкам. А пока же давайте поздравим коллектив Челябинского тракторного завода с Днём Рождения и вспомним, как это было и с чего всё начиналось?

-2

А начиналось всё с первой пятилетки развития народного хозяйства СССР. Именно на Пятом съезде Советов СССР было принято решение о строительстве тракторного завода на Урале. Стране жизненно необходимо было и развитие сельского хозяйства, и развитие индустриального потенциала. Уральский же завод, по проектному плану, должен был выпускать сорок тысяч машин в год.

К слову, сегодня годовая производительность ЧТЗ составляет 31 500 машин в год

В качестве прототипа для первого уральского трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. Именно этот прототип лёг в основу советской машины С-60 "Сталинец".

Дизельный трактор С-60 "Сталинец" - первенец Челябинского тракторного завода
Дизельный трактор С-60 "Сталинец" - первенец Челябинского тракторного завода

Вот с этой моделью оказалось проще: она до сих пор выпускается и найти её не составит труда.

Сборная модель Trumpeter Russian ChTZ S-65 Tractor (05538) 1:35 — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс Маркете

Отмечу, что строительство завода было интернациональным: там трудилиц и специалисты СССР, и США, и других стран. Словом, этакая крупная стройка, которых и сейчас не счесть.

Проектирование заводы выполняли американцы - фирма «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта (США). Кстати, специалисты этой же фирмы проектировали и Сталинградский тракторный завод, а до того - известные заводы Форда и ряд других.

Тогда же, в 1930-ом году Америка впервые узнала слово "Челябинск". В марте 1930-го года в Детройте было создано проектное бюро "Chelyabinsk Tractor Plant", в буквальном переводе: "Челябинский тракторный завод". Бюро состояло из 40 специалистов Советского Союза и 12 американцев.

Трактор С-60 "Сталинец" и его жизнеутверждающий машинист
Трактор С-60 "Сталинец" и его жизнеутверждающий машинист

К 1 июня 1930 года был разработан Генеральный план завода. Однако затем всё пошло не так гладко, и к концу 1930-го года строительство оказалось под угрозой закрытия. Для преодоления трудностй даже было прнято постановление Центрального Комитета Коммунистической партии (ЦК ВКП(б)) «О ходе строительства Челябинского тракторного завода», а контроль за его исполнением возложили на будущего Председателя Президиума Верховного Совета СССР - Шверника Н.М. Сейчас это, конечно, ни о чём не говорит, но для сравнения, представьте, что сейчас ведётся стройка, за которой лично присматривает, например, Медведев Дмитрий Анатольевич.

Однако все трудности были преодолены, и 15 мая 1933 года из ворот Челябинского тракторного завода вышел первый "Сталинец".

Модель трактора С-60 "Сталинец" с пушкой МЛ-20
Модель трактора С-60 "Сталинец" с пушкой МЛ-20

Всего семь лет, в марте 1940-го года из ворот завода вышел стотысячный трактор.

Ну, а в настоящее время, и в настоящих реалиях, подразделения ЧТЗ выпускают не только тракторы, но и дизельные двигатели различной мощности. В том числе и для гордости нашей армии - танка Т-90. Не так давно меня спрашивали подписчики в ТГ-чате о масштабах, стыкуемости и общих впечатлениях модели в "тридцать пятом" масштабе.

Сборная модель российского танка Т-90МС в масштабе 1:35
Сборная модель российского танка Т-90МС в масштабе 1:35
Модель сборная "Российский основной боевой танк Т-90МС" — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс Маркете

И хотя саму боевую машину собирают в Нижнем Тагиле (свердловчанам - привет!), танковые двигатели к ней поставляют из Челябинска. Вот такой вот плотный тандем.

Поэтому, с праздником, наш знаменитый завод! С праздником и его коллектив, в котором трудятся более 5000 человек! И, разумеется, мои поздравления подписчикам и читателям из Челябинской области!

Праздничные мероприятия в Челябинске. Фото из архива.
Праздничные мероприятия в Челябинске. Фото из архива.

Ваш Fon-Kraft (С) 2023

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).