Тревога так или иначе всегда присутствует в фоне нашей жизни. И мы к ней уже настолько привыкли, что, кроме каких-то пиковых моментов всеобщей напряженности, даже перестаем замечать насколько и как она влияет на нас и на принимаемые нами решения. Каждый человек справляется с этим фоновым переживанием как умеет – кто-то больше спит, ест или пьет (и не всегда лимонад) и меньше общается. Кто-то, напротив, меньше спит и заполняет свою жизнь большим количеством активностей – от вечеринок до трудоголизма. Кто-то ударяется в обучение и саморазвитие, кто-то отвлекается с помощью разнообразных новых впечатлений.
Чтобы найти для себя способ взаимодействовать с тревогой важно понимать, что это за переживание и о чем оно. Вот об этом и будут ближайшие пара статей.
Я подразделяю для себя тревогу - условно, конечно - на три уровня.
На первом уровне под тревогой, как правило, подразумевается страх о будущем. То есть о том, что ещё не произошло, но может произойти. Поэтому тревога всегда субъективна – наши ожидания от будущего основываются на нашем предыдущем опыте и существующих убеждениях, которые подвержены субъективному восприятию и оценке.
Как совладать с такой тревогой? Страх убирается ориентировкой.
Нужно сверить свое субъективное восприятие с объективной реальностью и понять чего вы боитесь, какое напряжение вы способны выдержать, и как вам обеспечить свою безопасность.
Это, можно сказать, взрослый способ справляться с тревогой. Для него необходимо, чтобы человек обладал определенной степенью осознанности - понимал кто он, где он, распознавал свои переживания и стоящие за ними потребности, и был достаточно устойчив, чтобы выдерживать напряжение и успевать ориентироваться, направляя энергию своих переживаний в конструктив.
Почему это нужно? Потому что тревога – это не просто страх. Это страх того, что в будущем произойдет нечто, что повлечет изменения во мне или изменения в моих представлениях о мире и моем месте в нем.
Для каждого человека одними из самых базовых потребностей являются потребности в безопасности и принадлежности. Чтобы удовлетворить их человек подстраивается под тех людей или системы, от которых зависит его выживание, и чьи потребности оказываются для него важнее своих собственных. И в связи с этим он выстраивает у себя в голове и в глазах других людей тот образ, который соответствует их требованием и ожиданиям, отказываясь от своих потребностей в угоду этим ожиданиям. А параллельно, в целях экономии ресурсов и для упрощения взаимодействия, формирует и определенную картину мира, в лучшем случае периодически сверяя, а в худшем – не сверяя, эти образы с реальной реальностью.
Естественно, все, что может изменить этот образ себя и картину мира без согласия и готовности человека вызывает множество переживаний – и страх, и злость, и разочарование, и отчаяние, и беспомощность, и бессилие, и стыд, и вину, и отвращение. И ему приходится не только выдерживать эти переживания, но и тратить ресурсы на то, чтобы распознать стоящие за ними потребности и предпринимать действия, направленные на их удовлетворение.
Если эти переживания оказываются для человека невыносимы или неприемлемы, или ему не хватает ресурсов выносить напряжение и действовать, то открывается второй уровень тревоги – невротический.
Как формируется невротический механизм тревоги?
🔹 Человек чувствует страх из-за какого-то реального или воображаемого события в будущем,
🔹 которое повлечет за собой необходимость изменения его представлений о себе и мире.
🔹 Эти изменения вызывают в нем невыносимые или неприемлемые чувства.
🔹 И он их останавливает - игнорирует или подавляет.
Эти возникшие, но подавленные чувства, как я уже не раз отмечала, никуда не исчезают, а остаются в виде остановленного возбуждения, то есть в виде некого диффузного, неопределенного переживания тревоги, которое может ощущаться как волнение, беспокойство, иногда даже как боль или внутренняя пустота.
Такая неопределенная тревога очень мучительна, и человек старается найти канал, куда можно было бы слить напряжение:
🔹 и находит подходящий объект для проекций – так рождаются фобии.
То есть человек начинает обосновывать свои переживания тем, что есть некий внешний объект, который не дает ему спокойно жить – злит его, пугает или, напротив, так привлекает, что без него жить становится невозможно.
Не «Я тревожусь, волнуюсь, злюсь, беспокоюсь», а «Я беспокоюсь/волнуюсь из-за того, что ОН меня бесит, ЭТО меня пугает, ОНО заставляет меня выглядеть глупо, ВСЕ слишком сложно, ОН заставил меня себя полюбить, и теперь я боюсь, что ОН меня бросит» и так далее, и тому подобное.
🔹 Или выстраивает против него защиту – так рождаются обсессии и компульсии.
Если объект найти не удается, то напряжение провоцирует обсессии – навязчивые мысли и сомнения. Намучавшись с ними, человек формирует компульсии – ритуалы, призванные снизить вероятную опасность. Повторяет аффирмации, чтобы гарантировать положительный исход ситуации, стучит по дереву, плюет через левое плечо, моет бесконечно руки, думает, что если он не будет думать об ЭТОМ, то этого не случиться и так далее.
Такой способ обходиться с переживаниями - подавлять и избегать - становится привычным, и тревога приобретает хронический характер, превращаясь в тревожность.
Продолжение следует.
Если вы не справляетесь со своей тревогой - приходите на консультацию! Запись в WhatsApp по номеру +7-916-48-2-48-33
Автор: Юлия Ивлева
Психолог, Консультации в гештальт-подходе
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru