Он был сыном танцора и сам танцевал, как Бог. Дружил с Дягилевым, прославлял русский балет за рубежом. Но в один миг все это закончилось. И танцы, и слава, и дружба. А все потому, что Вацлав Нижинский влюбился, и как оказалось, разорваться между долгом, любовью и дружбой невозможно. Можно только сойти с ума.
Томаш и Элеонора
В 1880-х Томаш Нижинский уже имел за плечами два поколения предков, посвятивших себя искусству танца. Он был выдающимся в этом деле, его любили и им восхищались. Недостатка в поклонницах точно не было. Но взор молодого танцовщика упал на Элеонору Береду, солистку. Она ему по всем параметрам того века не подходила. Была красива и даже умна, достаточно обеспечена, но на целых 5 лет старше. Общество такие браки не одобряло, невеста, определенно, должна была быть младше жениха и чем значительнее, тем лучше.
Но Томаш влюбился в Элеонору без памяти и сделал ей предложение. Молодая женщина не была уверена в том, что этот брак закончится чем-то хорошим. Она знала, насколько ветреным может быть ее будущий супруг, и у нее тоже не было недостатка в мужчинах. Но все же согласилась, правда согласие больше было вынужденным. Томаш угрожал ей расправой, вздумай она выйти замуж за другого.
В марте 1889 года у парочки родился сын, которого назвали Вацлавом. В мире и спокойствии, если такое вообще было возможно при учете взрывных характеров обоих супругов, они Томаш и Элеонора прожили 8 лет. По их истечению сердцем Томаша завладела другая и он упорхнул из семьи, оставив жену и троих детей без каких-либо существенных средств к существованию. Элеоноре пришлось не просто, но именно жизненные трудности, с которыми пришлось столкнуться его семье, помогли Вацлаву сделать балетную карьеру.
Из более, чем сотни мальчиков выбирают его
Не имея средств для содержания детей в какой-то дорогой школе или пансионате, но увидев в них зарождающийся талант, мать привезла Вацлава и его сестру в Санкт-Петербург. Там мальчик выдержал экзамен в балетную школу. Всего соревноваться в танце пришло 150 мальчиков, но выбрали только Вацлава и еще одного мальчишку. Это было невероятно, но, если вспомнить, кем был его отец, то вполне ожидаемо. Танцевать будущая знаменитость научилась быстрее, чем ходить.
Нижинского сразу же заприметили. Первым его покровителем стал князь Львов, богатый меценат и поклонник всяческих искусств. Он снял для Вацлава квартиру и обеспечивал его всем необходимым для жизни. Кроме того, он познакомил его с самыми известными людьми своего времени, среди которых был и Дягилев.
Дягилев к этому времени прославился созданием собственной группы единомышленников, изданием журнала, написанием статей на тему искусства, и соответственно, покровительством всяческим его видам. Что интересно, балет Дягилева изначально интересовал не сильно. Но после знакомства с Вацлавом он воспылал к этому виду искусства настоящей страстью.
Он посещал все представления, на которых появлялся Нижинский и в конечном итоге переманил его у князя Львова. Тот был не против, поскольку понимал, что Дягилев с его чувством стиля, смекалкой и расторопностью, может дать юноше больше, чем он сам. В 1909 году за границей начались «Русские сезоны» с участием Нижинского и при активной финансовой поддержке со стороны Львова. Дягилев, естественно, выполнял роль, и менеджера, и вдохновителя.
Любовь, обернувшаяся трагедией
Нижинский и Дягилев были очень дружны, и этой дружбе завидовали очень многие, ведь она помогала каждому из товарищей достигать невиданных высот в жизни. К сожалению, всему приходит конец. Дружба закончилась, когда во время поездки на гастроли в Америку, Нижинский вдруг сделал предложение балерине Ромоле Пульски. Эта молодая балерина давно покорила его сердце, но он понимал, что Дягилев будет выступать против этого брака, потому сделал все, чтобы тот узнал о принятом решении как можно позже, благо Сергея не было рядом, он остался в Европе.
Естественно, что помолвка и последующий скорый брак звезды такой величины, каким являлся Нижинский, не прошли мимо внимания журналистов. Уже совсем скоро о женитьбе напечатали в газетах.
Узнав о том, что Вацлав женился, Дягилев поступил не лучшим образом. Он разорвал с ним все отношения и уволил из труппы. Нижинский, что интересно, не горевал. Он надеялся создать собственную труппу и ему это даже удалось. Но, увы, из него вышел плохой менеджер. Вацлав совсем ни в чем, кроме балета, не разбирался.
Проблему составляла элементарная покупка продуктов, не говоря уже об организации гастролей. Пришлось вернуться в Европу, но и там не нашлось работы. Кроме того, в начале Первой мировой австро-венгерское правительство еще и обвинило танцовщика в шпионаже на пользу России. Это создало дополнительные трудности, прежде всего, морального характера. Но нехватка денег также сказывалась. В семье родился первенец, а средства заканчивались. На этом фоне Нижинский серьезно заболел.
Узнав о болезни друга, Дягилев бросил все и помчался к нему. К несчастью, он опоздал, у Вацлава развилась депрессия, которая потом переросла в шизофрению, его ничего в жизни не радовало, он перестал выступать и даже ходить на выступления. Но прожил он, во многом благодаря заботе простившего его Дягилева и любящей жены, не отходившей ни на шаг, еще долго. Скончался в 1950 году в кругу семьи.
Любовь и дружба принесли ему только страдания, заставив отвернуться от дела всей его жизни, но они же и спасали его, возможно, без поддержки жены, без помощи друга, он бы и не прожил так долго.