Местоположение Костромы в месте слияния рек Костромы и Волги, недалеко от крупных городов – Ярославля, Нижнего Новгорода, Москвы – во многом определило торговый вектор развития города и края. С формированием единого общероссийского рынка в XVII веке крепли торговые связи Костромы с другими российскими городами, увеличивалось городское население, активно росла лавочная торговля. С XVIII столетия заметную экономическую роль в жизни городов Поволжья начинают играть ярмарки.
Ярмарка (нем. jahrmarkt, букв. «ежегодный торг») – регулярно, в определённое время устраиваемый торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров. На Руси это словополучило распространение с XVII века, вследствие торговых контактов Великого Новгорода с немецкими купцами, и обладало двумя значениями: 1) торговать на ярмарке, 2)пить, пьянствовать . Таким образом, в слове ярмарка связаны понятия торговать и торжествовать (пьянствовать, развлекаться, праздновать).
К сожалению, неизвестно точное время возникновения заметных ярмарок на территории Костромского края: подробный учёт начинается только в середине XIX века, и в разнообразных материалах ярмарки указаны как издавна существующие. Однако можно предположить, что общероссийский подъём ярмарочного дела, начавшийся во второй половине XVIII столетия, не обошёл стороной и Кострому. К середине XIX века в Костроме, ставшей в 1796 году губернским городом, проводились две крупные ярмарки – Фёдоровская и Девятая. Первая неизменно организовывалась на 14 марта, а вторая регулировалась датой празднования Пасхи (по всем церковным правилам дата Пасхи не может быть раньше 4 апреля и позже 8 мая), следовательно, начало проведения Девятой ярмарки различалось через 9 недель после Пасхи: от 6 июня до 7 июля.
Фёдоровская трёхдневная ярмарка организовывалась каждый год на 14 марта (по старому стилю) – день почитания Фёдоровской иконы Божией Матери, «явленная» икона которой помещалась в кафедральном Успенском соборе костромского кремля. Деньначинался с массового крестного хода по улицам города к месту явления иконы на р. Запрудне.
Для проведения ярмарки на Сусанинской площади использовались деревянные строения, оставшиеся от масленичных гуляний, и на протяжении нескольких дней велась бойкая торговля. Фёдоровская ярмарка собирала значительное количество крестьян со всех уездов губернии, поскольку основной предмет торга на ней составляли предметы для крестьянского быта, а также разнообразная дешёвая мануфактура, обувь и прочее.
На ярмарке даже во время поста предлагали товары для развлечения и угощения. Вот что пишет по этому поводу про Фёдоровскую ярмарку потомственный почетный гражданин Костромы Сергей Михайлович Чумаков (1892–1964): «Обязательно была торговля Лопатина из Ярославля всякими сладостями и дешевыми паточными карамелями; большим спросом пользовался постный сахар, изготовлявшийся для более успешной торговли всех цветов радуги. Большим спросом пользовались всевозможные свистульки, морские жители, опускавшиеся в банках при нажиме пальцем на специальное отверстие, покрытое резиной, а также умирающие черти и тещины языки. Все это визжало и свистело в большом количестве, нарушая великопостную тишину».
Особая торговля на Фёдоровскую ярмарку разворачивалась на Сенной площади, где проходил конный и сенной торг. В мартовские дни там собирались не только те, кто хотел продать или купить лошадь – крестьяне, извозчики, кучера, цыгане, перекупщики – но и просто любители конного дела из всех слоёв населения. На конную ярмарку приводили от нескольких сотен до тысячи лошадей разных пород, мастей и возрастов. Параллельно с куплей-продажей лошадей активно торговали сеном, телегами, конной амуницией и всем, что относилось к конному делу. Для находившихся недалеко от площади кузниц на Фёдоровскую ярмарку наступали «жаркие дни» – не было отбоя от желающих подковать лошадь.
Фёдоровская ярмарка проходила в период весенней распутицы и часто совпадала с Великим постом, поэтому не была крупным торгом. Гораздо большей славой и интересом в Костроме пользовалась летняя Девятая ярмарка.
Продолжение следует.