В конце мая, как всегда, начинают обсуждать ЕГЭ. Вот и вы подняли эту тему. Прочитала я некоторые мнения и недоумеваю. Например, женщина уверена, что ЕГЭ надо отменить, потому что ее школьник нервничал и сидел днями и ночами за учебниками. А при традиционной сдаче экзаменов учить предмет не надо, что ли? И волноваться, наверное, тоже. Знаете, любые экзамены – это стресс, в какой бы форме они ни проводились.
Я вот как раз из тех, кто выпускался и поступал по старой системе. Единый госэкзамен ввели буквально через два года после того, как я окончила школу. Жалею, что не было у меня возможности воспользоваться преимуществами этой формы выпускных испытаний. Тогда документы можно было подавать в один вуз. Только подлинники. Не хватило хоть полбалла – твои проблемы. Пропускаешь год. Часть парней уходила в армию, если исполнялось восемнадцать. Не удалась вторая попытка – еще год жди. Многие из таких пропустивших, как юношей, так и девушек, потом вообще в вузы не шли, потому что терялась та самая привычка учиться.
А теперь хочу сказать про стресс. В те времена нервничать приходилось дважды. Первый раз в школе, когда сдавали выпускные. Почему-то многие уверены, что в родных стенах всегда легко. Может быть, при условии, что учителя относятся к вам нейтрально. А если нет? Помню, как наш физик и классный руководитель бились за пятерку моего одноклассника. Завуч, присутствовавшая на экзамене, сказала, что не поставит отлично, потому что Н. – троечник. Но весь класс, и преподаватель знали, что именно физика идет у парня великолепно. Не забывайте, что и подобные ситуации возможны. Самый главный стресс начинался потом, когда вчерашний школьник поступал в вуз. Чужие люди, новое место, где стены не помогают. А уж если выбрать институт или университет в другом городе... Незнакомая среда, особенно мегаполис, может сильно пугать, еще и готовиться приходится на съемной квартире или у родственников. И кто даст гарантию, что там обстановка будет благоприятной? Местные при этом получали преимущество: им не приходилось адаптироваться.
Есть такое понятие – социальный лифт. Это шанс продвинуться в жизни. И ЕГЭ дает – пока! – такую возможность. Никто не утверждает, что все работает без сучка без задоринки, но работает. Есть большая вероятность, что с отменой ЕГЭ этот лифт остановится. Для провинциалов последствия будут особенно печальными. Опять начнется всплеск коррупции, потому что будут делить поступающих на своих и чужих. А срезать на экзамене опытный преподаватель может даже талантливого абитуриента. Положение-то заведомо неравное.
ЕГЭ – это мониторинг знаний. Если они плохие, то вопрос к организаторам учебного процесса, в том числе к бюрократическому аппарату, который давит на учителей. В общем, как всегда, все складывается по известной поговорке, когда с водой выплескивают и ребенка.
Варвара Осьмухина.
Читайте больше на hron.ru!