Сегодня я бы хотела поговорить о таком относительно новом в психологии и психотерапии явлении, как поколение «снежинок».
«Снежинки» - это некоторая часть молодых людей, в возрасте от 20 до 30 лет (и меньше 20), основной характеристикой которых является выраженная неспособность справляться с жизненными трудностями и отказ от таких попыток.
Вот за эту хрупкость перед жизненными невзгодами они и получили свое название.
Термин Snowflake («снежинка») и выражение generation Snowflakes начали использовать в Европе, США, в настоящий момент они вошли в употребление и в России.
«Снежинки» сформировались на фоне материального благополучия родительских семей, заботы, внимания и идей их родителей «не причинить психологическую травму» своему ребенку, оградить от всех тех трудностей, с которыми сталкивались сами родители в своем детстве и жизни.
Как ни странно, но и идеи психологического просвещения тоже дали в ряде случаев свой искаженный результат.
Этих детей родители слишком опекали, защищали от неприятностей, создавали им благополучные условия детства, исключали из воспитания насилие и принуждение.
И всё вроде бы хорошо, но не очень.
Дело в том, что внешний мир, в который попадают выросшие «снежинки» отнюдь не собирается с ними терпеливо договариваться и учитывать их интересы.
Внешний мир жесток, манипулятивен и никогда не был справедливым. А «снежинка» не имеет ни способности выдерживать такие испытания, ни инструментов, как в этом участвовать.
Это похоже на младенца, которого поместили исключительно в стерильные условия, и у него не формируется иммунитет и способность выживать в среде.
Чаще всего проблемы «снежинок» ярко проявляются после окончания Вуза.
Если хорошие условия в школе родители ещё могут обеспечить, неплохо могут пройти и университетские годы, то потом этот повзрослевший ребёнок, наконец, в полной мере сталкивается со взрослой жизнью.
Благополучием же во взрослой жизни обеспечить могут все-таки далеко не все родители.
Сделав пару попыток поработать и ужаснувшись тому, как все тяжело и несправедливо устроено, «снежинка» возвращается в родительский дом на родительский диван с твердым решением там и оставаться.
Личная жизнь у «снежинок» тоже не складывается, и по тем же причинам. Потенциальный партнер вовсе не планирует быть таким бережным, он действует прямо и грубо, как был воспитан сам и как привык в своей семье.
На приеме чаще всего оказываются родители «снежинок», с вопросом - что же теперь делать? Ребёнку 22-25 лет, а он не хочет жить взрослую жизнь.
Иногда оказываются и сами «снежинки», чаще всего, если у них развиваются тревожные расстройства и панические атаки.
Для терапевтов это интересная и непростая задача. В подавляющем большинстве всех обращений терапевт работает с негативным опытом пациента, пытается нивелировать этот опыт, дать поддержку, внимание, заботу, надежность, одним словом, дать психике пациента позитивный опыт.
Здесь же позитивного опыта с избытком, не хватает негативного опыта и способности с ним справляться.
Очевидно, что терапевтические усилия будут направлены на постепенное «взросление» такого человека, формирование его самостоятельности, довольно хорошим методом может стать семейная терапия с участием родителей.
***************
Больше интересной и полезной информации на тему психологии и психоанализа на моем Телеграмм-канале:
https://t.me/stashkova_psychoanalyst
а также на странице VK:
https://vk.com/stashkova_psychoanalyst
Автор: Сташкова Светлана Николаевна
Специалист
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru