Сегодня утром друг прислал мне песню. Короткий отрезок, доступный в «Шазам». Эти 15 секунд взмахнули крыльями бабочки и понесли меня к торнадо эмоций. У каждого из вас есть такие 15 секунд, из-за которых вы случайно встретите знакомого за 3 тысячи километров от дома, или напишите талантливое стихотворение, даже если никогда не упражнялись в поэзии. Объясняю.
Юнгинаские аналитики говорят, что человек встречается со своей душой, когда ему плохо. Я называю это изломом бессознательного: когда внутри фонит так, что невозможно дышать. Мы ожидаемо встречаемся с болью по объективным причинам: расставания, разводы, потери. Но часто душа рвется там, где вообще этого не ожидаешь. Например, после 15 секунд незнакомой песни.
На моей левой руке красуется бабочка - я заразилась идеей эффекта бабочки, когда вообще ничего не знала о теории хаоса. Я и сейчас о ней мало осведомлена, но каждое столкновение с её проявлениями поражает сознание. А вернее, - рациональную его часть.
Почему только подумаешь о человеке, как он напишет сообщение? Почему стоит кому-то присниться, как вы случайно сталкиваетесь на следующий день, хотя не виделись сто лет? Почему я встречаю старого знакомого из Казани здесь, возле моего дома в Батуми?
Да и причем тут вообще душа?
Каждое проявление синхронистичности - вот таких поразительных случайностей - создает странное, удивительное личное переживание, которое Юнг называл «нуминозным». Кажется, вселенная что-то явно хочет сказать, и многие, действительно, пытаются разгадать подобные послания как знак. По типу того, как устроена система дорожных знаков: например, «тебе не стоит этого делать» или «срочно купи этот гребенный тур в Дубаи!». Так тоже можно, но это слишком узкое применение нуминозного.
Потому что бессознательное (или вселенная, если хотите) говорит с нами через символы, а символ несет сразу несколько значений, и то - даже разобрав которые - мы все равно не достигнем цельного восприятия.
Например, по счастливому совпадению мы живем в Батуми в квартире двух девчонок, которые 2 года назад переехали в Грузию из Казани. По знакомым они искали людей, готовых присмотреть за их котом на время отъезда в Россию. Где бабочка взмахнула крылом? В середине ноября, когда мы купили билеты в Тбилиси на 7 декабря? Или когда сами девочки решили ехать в Россию 10 декабря, еще не будучи знакомы с нами, но будто дав нам время доехать из Тбилиси в Батуми? Или 1-го декабря, когда подруга переслала мне сообщение этих девчонок через 2 рукопожатия?
А может все-таки в конце ноября, когда я загадала желание найти жилье в Грузии по ВСЕМ нашим требованиям? При этом бесплатное жилье с котом - это всякое превышение желаемого, как вы понимаете.
Я могу объяснить эту череду совпадений просто как то, что мы всё делаем правильно. А, возможно, мне суждено было попасть в эту квартиру, чтобы подумать обо всем том, о чем мне тут думается, и отплакать все то, о чем плачется?
Совпадения жизни удивительны и невероятны. Это один из способов пробуждения либидо (в его широком понимании), которое жаждет нашего преобразования, но никогда не скажет буквально, что же нужно сделать для собственной трансформации. Так что можно прочитать послание либидо как знак купить машину, ездить на ней и какое-то время быть счастливым. Но если постараться не растерять это удивительное переживание и подумать о большем?
При этом боль тоже является посланием, а её мы - как ничто другое - склонны «сливать» в материалистичное. «Заболели? - Полечитеся». В то время, как с помощью нее можно наиБОЛее полноценно встретиться с этим самым «нуминозным». То есть чем-то уникальным и непередаваемым внутри себя.
И если не заглушать боль покупками, алкоголем или другими «обезболивающими», то можно подойти к тому самому излому бессознательного - когда фонит так, что невозможно дышать. Именно тут мы получаем доступ к коллективным сокровищницам, откуда прямым потоком на нас нисходят знания, шедевры и открытия. И быть в этом сложно. Но свои самые лучшие тексты (а также стихотворения) я написала в дни, когда мне было максимально «плохо». Обращали внимания, как у вас?
И ведь не зря процесс творчества называют «муками», а в мифологии над ним властвует целая плеяда муз. Они не приходят по зову разума, они приходят по зову души, и почти никогда этот зов не будет радостным. Так что у каждого из вас есть такая песня (фотография или книга), способная забросить к излому бессознательного. Что же вы делаете, когда оказываетесь у края?