Найти тему

В кукольном доме идет снег

26 мая в Русском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова прошла премьера спектакля «Кукольный дом» по одноименной пьесе Генрика Ибсена.

Этой постановкой режиссер Евгения КОЛЕСНИЧЕНКО хотела рассказать историю про людей, которые занимаются исключительно собой, обманывают как будто бы во благо, и при этом не могут услышать друг друга. Рассказать стильно внешне и тонко внутренне. Обещала даже обеспечить снег в июне…

Как? Об этом в нашем с ней разговоре.

Женя, ты сама выбирала пьесу для постановки? Почему именно «Кукольный дом»?

– Очень редко сама выбираю пьесы для постановки, чаще всего они сами приходят ко мне: предлагает театр, вынуждают условия проекта, но, так или иначе, они никогда не бывают случайными и неуместными. Что касается «Кукольного дома», то сама я его пока не взялась бы ставить. Подобные вещи как литературные произведения – очень крутые, правда! Я это подметила еще во время учебы в институте. Период 19–20 веков, как мне кажется, самый сок драматургии. В пьесах того времени даже молодое поколение уже понимает, о чем говорят герои. Они выражают свои мысли красивым языком, делятся глубокими мыслями. Но, тем не менее, меня пугают пьесы таких сильных личностей, как Ибсен, Чехов. Кажется, что я еще многого не умею реализовывать: как это должно произноситься со сцены, в каком виде это должно быть… Легче же всегда взяться за более современную вещь и проявить в ней всю свою смелость. За более сложные пьесы и ответственности куда больше.

Уже есть множество постановок и экранизаций «Кукольного дома», зачем еще одна?

– Да, пьеса, действительно, знаковая для своего времени, даже стала манифестом феминизма. Но сейчас как-то глупо говорить об этой теме, так как большинство женщин уже подустали от нее. В то же время не могу сказать, что в Абакане это то, что нас волнует ежедневно.

Давайте копнем глубже в сюжет «Кукольного дома» и увидим ситуацию, с которой рано или поздно сталкивается каждый человек. Момент, когда в один миг все иллюзии рассыпаются. Счастье, в которое ты так верил, оказывалось мыльным пузырем. Отношения с людьми, родными, приятелями, коллегами выворачиваются наизнанку. И всё просто потому, что вы по-разному понимаете, что такое любовь, что такое правильно, что неправильно... Просто потому, что вы говорите на разных языках, а понять друг друга не пытаетесь.

Очень напоминает проблемы современных молодых семей. В отличие от наших родителей, мы совсем не умеем общаться, а в какие-то моменты и стерпеть…

– Возможно. Часто члены семьи стараются продавить свою точку зрения и злятся, когда не получают в ответ понимания. Именно из-за вечного выпячивания «Я», отсутствия терпения все озвученные мной ранее проблемы ярче проявляются. Нет чтобы сесть спокойно и обсудить всё, понять, в чем заключаются сложности. И вот такая же ситуация разыгрывается в «Кукольном доме». И она будет понятна всем зрителям – и мужчинам, и женщинам. Мы хотим, чтобы они нас услышали и задумались, потому что эта беда непонимания сваливается как снег на голову чуть ли не в каждый «дом», я уверена. Поэтому снег в мае, а далее – в июне мы точно обеспечим!

Ты перерабатывала текст пьесы? Как создавалась сценография?

– Спектакль идет примерно полтора часа, сама пьеса довольно большая. Сейчас у нас от нее осталось ровно половина. Однако прямо целые сцены мы не удаляли, а, скорее, внутри них проводили прополку. На начальных этапах работы над спектаклем была мысль переписать текст, чтобы он стал более удобным для говорения и восприятия. Все-таки 19 век – некоторые обороты речи понимать и проговаривать тяжело. Пьесы этого периода очень говорливые, так скажем. Но переписывать не потребовалось, так как мы с актерами, как нам кажется, в нем разобрались.

Играем на новой сцене. Всё, что видит зритель, это одну комнату, как в настоящем кукольном домике, где, собственно, происходят все действия пьесы. Разрабатывая сценографию с художницей Александрой Машурой, мы сделали так, чтобы это выглядело стильно, ведь муж главной героини Норы – Торвальд Хельмер (Роман Кремзуков) отличается хорошим вкусом, и всё в доме устроено под его желания. Поэтому такие конкретные цвета, как красный, белый, серый и черный – главные в окружающей обстановке. И Нора делает всё, чтобы мужу было комфортно, даже идет на обман ради благого дела. Но остается птичкой, белочкой в клетке, что также ярко показано в декорациях. Внимательный зритель обратит внимание и на то пространство, что находится вне дома, – простые на вид кресла, но с их помощью мы планировали образно решить некоторые сцены. Например, то, что касается детей Норы и Торвальда… Кроме того, это то самое пространство, в которое главная героиня должна, наконец, вырваться и получить свободу.

Музыку специально для постановки мы не писали, нашли произведения современного зарубежного композитора, которые по своему звучанию очень похожи на классические. Не было цели ни в декорациях, ни в костюмах или в сопровождении повторять точь-в-точь ту эпоху, просто через эти детали создаем атмосферу.

Кто-то из героев пьесы тебе близок?

– Скажу честно: когда я впервые ее читала, то очень сильное раздражение вызывала Нора. Даже сейчас, когда я вернулась к пьесе для постановки, это чувство возникло снова. Многие знакомые разделяли мое первое впечатление. Мол, что-то Нора какая-то не такая! Золотая девочка, легкомысленная, даже глупая, вечно выкручивается… Но! Это только в начале. К концу прочтения ты уже начинишь ей сочувствовать. Последний поступок Норы в итоге оправдывает всё, что случилось ранее. Когда она обманывает, она верит, что делает всё правильно, и ты в итоге тоже в это начинаешь верить.

Сейчас я обратила внимание на таких, оказывается, интересных, даже объемных героев пьесы, как Нильс Крогстад и Кристина Линне. Эти двое почему-то уверены: они лучше знают, что будет полезнее для семейства Хельмеров, и подводят супругов к решению поговорить начистоту в сложившейся ситуации.

Кто еще из актеров задействован в постановке?

– В спектакле занято шесть артистов, но в роли главной героини Норы у нас две актрисы: Валентина Прокопенко и Мария Кайзер. Это связано с тем, что у обеих актрис большая загруженность, могут возникнуть проблемы с голосом, например, а в «Кукольном доме» Нора задействована во всех сценах, за исключением одной, и она много говорит, проявляет большой спектр эмоций. Сами понимаете, какая это нагрузка. Но Маше, как молодой девушке, такая роль полезна, она нужна ей еще и на перспективу. Как бы на вырост. И ей нравится, она погружена в процесс, где-то подглядывает за Валей. А где-то, наоборот, Валя за Машей смотрит.

Также участвуют Роман Кремзуков, Владислав Загарский в роли доктора Ранка, Андрей Андреев сыграет Нильса Крогстада, частного поверенного, Ирина Баженова исполнит роль Кристины Линне, подругу детства Норы, и Елена Израэльсон в роли Анны-Марии – няни детей Хельмеров.

Важным моментом перед началом работы над спектаклем был тренинг под названием «Меняй», который я устраиваю вместе с актерами. Суть заключается в том, что человеку необходимо рассказывать истории из своей жизни на определенную тему, при этом по команде менять и историю, и язык повествования (с обычного человеческого переключаться на тарабарщину, а с нее на язык тела и так по кругу). Историй приходится рассказывать огромное количество, это может длиться 10, 15, 30 минут...

Со временем актер уже устает физически и морально, не может больше придумывать истории, и он наконец-то начинает вытаскивать из себя те самые сокровенные, те, которых мы так боимся. То есть актер не просто вспоминает свои эмоции, но активно начинает пользоваться личным опытом, скажем, на тему предательства, в контексте данной пьесы, чтобы лучше понять своего персонажа, сделать его ближе, даже где-то и оправдать.

Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото Евгении Колесниченко