Найти тему
Старыми словесы

Столовый этикет XVII века для детей: «како подобает ясти детищу?»

В библиотечных закромах нашла чудесную русскую книгу XVII века, в которой, в частности, рассказывается, как детищам и отрокам вести себя за столом, соблюдая приличия и хорошие манеры. Я пересказала сложный для современного восприятия текст, оставив лишь некоторые оригинальные выражения.

«ГРАЖДАНСТВО ОБЫЧАЕВ ДЕТСКИХ»

В 1530 году знаменитый нидерландский гуманист Эразм Роттердамский написал трактат «О приличии детских нравов», посвятив его «подающему большие надежды отроку Генриху Бургундскому» – одиннадцатилетнему сыну вельможи Адольфа Бургундского. В сочинении содержались, в частности, правила поведения мальчика в обществе взрослых. Затем современник Эразма Рейнгард Гадамарский, немецкий философ и богослов, переработал «О приличии детских нравов», разделив текст на вопросы и ответы и дополнив его. Трактат превратился в «Правила для учащихся», в пособие для обучения детей приличиям. А в середине 1660-х годов, в московском Чудовом монастыре, ученый иеромонах и переводчик Епифаний Славинецкий перевел трактат с латинского. Перевод он назвал «Гражданство обычаев детских», где «гражданство» означало «добросклонность и человекопочитательство».

КАКО ПОДОБАЕТ ЯСТИ ДЕТИЩУ?

Не подобает, едва сев за стол в соответствии с определенным порядком, тянуться к еде. (Не подобает руце простерти к ядем едва еще чинно седшу). Так ведут себя животные, бегущие скорее к еде.

Не подобает начинать есть только что поставленную на стол еду и тем более первым. Нужно воздерживаться, осматривать блюдо или потрогать посуду рукой, тогда не придется обжигать гортань или выплевывать обжигающую же (горячую) еду.

Нельзя ковырять пальцами в ухе (перстами во ухе копысати; в данном случае имеются ввиду большие куски мяса или рыбы в подливе/отваре, похлебке; про уху я писала здесь ) и пальцами же с общего блюда брать то, что хотел бы съесть. Такое поведение – поселянское (то есть как у грубой и невежественной деревенщины), как у обжоры (объядника). Поэтому нужно то, что перед тобою лежит, взять «или ножичком или вилками».

Вилки (серебро, сталь, чеканка, скань, эмаль), сделанные в конце XVII века, возможно, в Вятке. Коллекция и фото: Музеи Московского Кремля, https://collectiononline.kreml.ru/
Вилки (серебро, сталь, чеканка, скань, эмаль), сделанные в конце XVII века, возможно, в Вятке. Коллекция и фото: Музеи Московского Кремля, https://collectiononline.kreml.ru/
Нож и ложка (серебро, сталь, ковка. Скань, эмаль, золочение), сделанные в 1690-х годах в Сольвычегодске. Коллекция и фото: Музеи Московского Кремля, https://collectiononline.kreml.ru/
Нож и ложка (серебро, сталь, ковка. Скань, эмаль, золочение), сделанные в 1690-х годах в Сольвычегодске. Коллекция и фото: Музеи Московского Кремля, https://collectiononline.kreml.ru/

Вопрос. «Достоит ли по всему блюду руками рыти или наклоняти блюдо да стеклют (чтобы стекли/сползли) к тебе яди вкуснейшия»? Ответ. «Никако же: понеже сей есть нрав людей невоздержных и чреву паче угождающих, нежели чести».

Вопрос. «Подобает ли прияти снедь, егда (когда) подается тебе»? Ответ. Да, если еда подается тремя перстами или на тарелке и этому предшествует какое-нибудь «высказывание» (изглаголательство) от подающего. Отрезав от подаваемого кусочек, остаток следует отдать подавшему или оделить близсидящего.

Если подается то, что желудок/утроба (стомах) твой не приемлет, то возражать следует со словами благодарности (так понимаю, аналог современному «спасибо, но нет»); если же будут принуждать к угощению, то смущенно (со стыдом) отвечать: моему здоровью «сия суть вредительна» или же «больше не желаю/хочу» (вяште не требую).

Калачи или «пирог сковрадник» (испеченный/пожаренный на сковороде; про сковороду я писала тут) или «сим подобное» следует есть, не держа в «перстах», а положить «на на тарелку или на ложку и с нея же по сем сложити на талерь» (видимо, речь идет о больших и малых тарелках).

А что подобает творити (делать), егда (когда) редкое (слово «редкое» здесь употреблено в значении «негустое, жидкое») кушанье подается на ложке/с ложкой? Принять подаваемое вместе с ложкой, а потом, прежде чем отдать ложку обратно, вытереть ее о скатерть.

И следом же вопрос: подобает ли туком (жиром, салом, маслом) умазаные персты или устами облизывати или о одежду утирати? Ответ. Ни, занеже лучше скатертию или ручником (полотенцем; оно же рушник) то творити.

Ложка (золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль), сделанная в Мастерских Московского Кремля. Принадлежала царю Алексею Михайловичу. Коллекция и фото: Музеи Московского Кремля, https://collectiononline.kreml.ru/
Ложка (золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль), сделанная в Мастерских Московского Кремля. Принадлежала царю Алексею Михайловичу. Коллекция и фото: Музеи Московского Кремля, https://collectiononline.kreml.ru/

«Целые кусы скоро глотать» приличествует только журавлям и подобное «здравие детское вреждает».

Нехорошо/неприлично/не подобает (не лепо) протягивать руку или тарель к куску, только что отрезанному и еще не поданному обслуживающим трапезы.

А «како подобает ясти детищу яйце»? Сначала нужно нарезать хлеб долгими (длинными) кусками; потом вскрыть, не раскрошив, скорлупу яйца (скорлупу единем закроем вскрыти), вытекшее на хлеб содержимое посолить. Не подобает пить и нюхать содержимое, достав его пальцем, ногтями или языком (доставать только ножом). На блюдо же класть яйцо можно только с «непокрушеной» скорлупой (то есть целое).

«Како детищу подобает мясо ясти»? Сначала разрезать мясо на мелкие кусочки, жевать их с некоторым количеством хлеба. Глотать целиком и быстро есть «сие есть копателей (раскапывателей могил) и воров дело, а не благородных детищ.

«Кости обеденыя (оставшиеся от трапезы) или иныя обрезки» нужно класть на одну сторону тарелки или в специально приготовленный для этого сосуд, «изряднаго (хорошего) помоста (настила) или накрытия столаваго не загнусити (не испачкать)».

Непристойно «во единой горсти держати хлеб стиснен», а второй рукой его «ломати». Хлеб должен почитаться «со страхом божиим» и потому чинно резан ножом. А если он упадет на землю, нужно его поднять и облобызать.

Фрагмент иллюстрации из букваря Кариона Истомина 1694 года с изображением хлеба
Фрагмент иллюстрации из букваря Кариона Истомина 1694 года с изображением хлеба

Лизать/слизывать прилипшие на тарелке/блюде сахар или еще что-либо сладкое, приличествует только псам и кошкам, а не человеку.

Также подобает «измлада учитися расчленяти гуся, курицу, утку, ососа (поросенка-сосунка, молочного поросенка) и иная». «Инако (иначе)разбирати подобает жаркую часть лопатчаную (жареной лопатки), инако удец (ножку), инако шию, инако ребра, инако петела (петуха), инако рявку (или рябку – куропатку), инако утку».

Не «достоит» во время трапезы и «пометати» остатки еды псу.

Не благолепно на пиршестве беспрестанно «ясты» или «пити».

БЕСЧЕСТЬЕ В ЯДЕНИИ

Есть в книге наставления и о манерах во время еды. Так, «поселянская» (напомню: как у грубой и невежественной деревенщины) манера такова: в зубах колупать, руками махать, ножом играть, кашлять, харкать, поплевывать. Среди «бесчестья в ядении» в книге перечислены также следующие действия: набивать едой рот («много во усто свое купно накласти»); отдуваться «обема ланитами аки бы мехом кузнецким»; «имати» большие куски еды; облизывать персты; капать на одежду; чавкать (плюскати) как вепрь; на пробу (на брак) много пить; «зубами огрызывати» кости, с которых можно срезать мясо ножом; хлеб на персех (на груди) резать; брать руками (взимати) положенные на тарелку снедь или кости, обкусанный (от глагола «окусати») хлеб мочить в ухе. Непристойно и «над яствою согнутым языком усты облизывать»: сие есть «нрав гнусных людей, а не добронравных», более того (вяште/вящте) – псов и кошек, а не «честных детей».

ЧТО ЕЩЕ «ЗЕЛО БЕСЧЕСТНО» ВО ВРЕМЯ ЗАСТОЛЬЯ?

Сидящий за столом руки должен держать на столе же, а не на колене или на тарелке; опираться на локти можно только старым и немощным людям; не подобает «распоясываться» (то есть снимать пояс) на пиру – это пример «премерского объядения» (премерзкого обжорства); голова должна быть расчесанной и непокрытой; сидеть нужно прямо, не клонясь вправо или влево; не досаждать сидящему рядом; не ударять локтем или ногами кого-либо.

Еще не подобает, «зело бесчестно», подавать кому-либо «обеденные обкусы»; срезать с хлеба (видимо, имеется ввиду каравай) или выдалбливать середину; резать сыр будто пилой или серпом; набить рот едой или наполнить питьем; доставать изо рта жеваную пищу к класть ее на тарелку; сидеть задумавшись так, будто «бы вся твоя мысль на блюде была»; (великолепное выражение!); обращать очи на то, что кто ест; долго смотреть на кого-нибудь; смотреть по сторонам своего стола, а также выглядывать, что делается за другим столом; говорить нечто такое, что портит хорошую беседу (реще нечто таково, что бы добрую беседу тлило); вредить репутации, чести отсутствующих (вреждати славу заочно не сущих тамо), «обновляти» (то есть возобновлять, оживлять в памяти) чьи-либо печаль или горе (жалость).

КАК ОТРОКУ УСТРАИВАТЬ СТОЛ?

Интересны наставления по сервировке стола. Отроку нужно: постелить белую скатерть; посередине положить «сосудопоставку» (видимо, какую-то плоскую подставку); принести тарели; слева от тарелок положить хлеб; поставить на каждый из четырех углов стола по хлебу; поставить большую (изрядную) солоницу (солонку); чисто «обмытыя» ложки и чаши. Кроме того, нужно «чинно» поставить кресла или скамьи, положив на них подушки (возглавие), принести в рукомойнике воды для омовения рук. Когда же потребуется собрать со стола, то сначала убирают тарели, потом солоницу, потом сыр, овощи (напомню, что овощами в те времена называли все плоды: собственно овощи, фрукты и ягоды; ягоды иногда были «ягодными овощами») и так далее; одновременно с хлебом снимают и скатерть.

Фрагмент иллюстрации из букваря Кариона Истомина 1694 года с изображением тарелок
Фрагмент иллюстрации из букваря Кариона Истомина 1694 года с изображением тарелок

А вот «чему должен уметь» отрок, служащий при трапезе? Стоять прямо (стояти право ногами), ноги вместе; скоро возвращаться, если его послали за чем-либо недостающим; всегда успевать что-нибудь налить, подать или положить и делать это «опасно» (то есть осторожно, с особым вниманием), чтобы, например, не облить кого из чаши; чаши и стекляницы (сосуды из стекла) не в руки подавать, а ставить на стол; в разговор собеседников (участников пира, ведущих беседу) или пиршебников (это чудесное слово имеет значение «участник пира») не вступать, а если что «воспросят», то отвечать кратко; переменять тарелки после «разных снедей»; что со стола «сошло» в конце трапезы – не выпивать.