Найти в Дзене
Экономика России

Мощный ход НОВАТЭКа. Обход санкций за счет ядерной энергии

Оглавление

Здравствуй, дорогой читатель! Давай-ка отвлечемся от актуальной политической повестки и обратим свои взоры на север. Здесь НОВАТЭК ищет пути для приумножения своей прибыли, а заодно — способы занять лидирующие позиции на мировом рынке сжиженного природного газа.

Потребление СПГ будет расти. По некоторым оценкам, к 2030 году необходимый мировой экономике объем вырастет более чем в 1,5 раза, достигнув 940 млрд куб. м в год. Даже если Европа продолжит упираться и не закупать наш газ ни в каком виде, у нас будет достаточное количество покупателей в Юго-Восточной Азии, способной обеспечить нужный объем спроса и без Японии, главного импортера СПГ в ЮВА.

Леонид Михельсон, председатель правления НОВАТЭКа
Леонид Михельсон, председатель правления НОВАТЭКа

С учетом продолжительного цикла строительства мощностей по сжижению СПГ, 6 с небольшим лет это буквально завтрашний день. Мы же в этой гонке пока догоняющие. Мешает нам технологическая зависимость от "западных партнеров", да и добыча у нас на севере. Вывозить сжиженный газ оттуда надо на специальных танкерах ледового класса Arc7, подобных "Кристофу де Маржери", совершившему первый коммерческий рейс в 2021 году.

Строить такие танкеры за границей сейчас проблематично, а своих мощностей у нас, как всегда, не хватает. Забитость заказами "Звезды" и других верфей давно уже является общей проблемой для многих проектов, особенно связанных с развитием Арктики и Северного морского пути.

Но сложные задачи часто рождают изящные решения. Именно такой путь, кажется, нащупал НОВАТЭК в случае с новым заводом по сжижению газа в Мурманске, "Мурманский СПГ".

Планы компании подразумевают строительство здесь 3 линий по производству СПГ суммарной мощностью 20,4 млн тонн.

Изящным решение кажется из-за исключения сразу трех препятствий:

1. Турбины, которые пока не в состоянии произвести. Они на новом заводе будут не нужны. Технологический процесс изменят, заменив турбины электродвигателями, питание которых будет осуществлять Кольская АЭС. Электроприводы производятся в России, а стоимость электроэнергии на Кольской АЭС и ГЭС одна из самых низких в стране.

Такое сочетание является хорошим примером использования сильных сторон нашей экономики для производства маржинального экспортного товара. Хотя СПГ далеко не предел мечтаний в этом смысле.

2. Существенное упрощение экспорта, поскольку Мурманск незамерзающий порт благодаря Северо-Атлантическому течению, которое является ветвью еще более теплого и мощного Гольфстрима. Отпадает необходимость строить танкеры ледового класса. Более того, можно будет отгружать газ в танкер покупателя.

3. И, что особенно приятно. Новые мощности будут обеспечивать газом для сжижения с помощью газопровода Единой системы газоснабжения. Соответствующие переговоры с Газпромом компания уже ведет.

Благодаря этому проекту может быть построен участок Волхов—Мурманск—Белокаменка протяженностью 1,3 тыс. км, что сделает возможным газификацию региона.

Газпром рассматривает возможность строительства трубы от Мурманска до Волхова, однако реализации, как всегда, мешают большие капзатраты и низкий потенциальный спрос.

Таким образом, чисто коммерческий проект поможет и развитию инфраструктуры.

Строительство первых 2 очередей может закончено уже к 2027 году, а затраты на строительство обещают стать ниже, чем "Арктик СПГ-2".

"Мурманский СПГ" отличный проект, который поможет России развивать присутствие на глобальном газовом рынке, создавая основу для дальнейшей индустриализации.

Не забывайте ставить лайк!

Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!))