Ещё одна книга о тех, кого война застала совсем юными, наивными, влюбленными.
Война где-то далеко...
В комнате общежития техникума живут по-спартански четверо ребят. Четверо друзей, выросших в детском доме.
В начале повести на занятиях по военному делу Толя, рассказчик, рассматривает плакат "Час атаки" и размышляет о том, что, если будет война, такой час настанет и для него, и для всех людей.
О войне каждый день напоминает и цитата, которую написал Володька на дверце шкафчика:
Истинно вам говорю: война — сестра печали, горька вода в колодцах ее...<...> многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту...
Финская война унесла жизнь одного из друзей, Гриши. Он пошел на неё добровольцем.
Меня воспитало государство, и я должен за него стоять. Родителей у нас нет, всем на нас наплевать было, мы без государства бы с голоду под забором подохли, а государство нас выручило. И мы, детдомовские, должны на всякое дело идти в первую очередь.
Но финская закончилась, с Гитлером у нас договор о ненападении и рано думать о новой войне.
Пока у Толи работа работа, встреча с Лелей и первая любовь. Совсем дети и чувства у них такие простые. Бродят они по ленинградским улицам, которые Толя переименовал в Счастливую линию и линию Грустных размышлений, Многособачью улицу и проспект Замечательных Недоступных Девушек...
Обрывается мирная жизнь
Повествование обрывается мартом 41-го года, а продолжается уже июлем, без перехода, на контрасте.
Вчерашние мальчишки, имевшие отсрочку по состоянию здоровья, оказываются на фронте. Чему-то их учили, но толком не успели научить даже обращаться с гранатой. Повоюет Толя недолго, скоро ранение и госпиталь.
А хрупкая Леля теперь роет окопы.
Невозможно без слез читать, как эти двое почти детей заботятся друг о друге в блокадном Ленинграде. Как отправляются с санками в комнату общежития, где когда-то жил Толя с друзьями. Отправляются, потому что Володька имел дурную привычку бросать за печку недоеденные корки хлеба и в них теперь спасение.
***
Вадим Шефнер пишет очень просто, без душераздирающих сцен, буднично. И тем не менее вызывает сильные эмоции.
Войны в книге не так много и вся она какая-то несуразная. Тем очевиднее её абсурдность.
Жаль этих ребят, для которых война началась так рано и не закончится до их последних дней.