Вчера вышел долгожданный ремейк по оригиналу System Shock 1994 года. Я в него не играл в 94 году, но ремейк можно и посмотреть. Это такой чистый ретро шутер естественно, с любопытным стилем и визуалом.
System Shock: Remake. Обзор.
Разгребаем минусы на старте.
Запустив игру, сразу как всегда полез в управление, в графику. Оптимизация на релизе у таких простых визуалов конечно не очень, явно было даже не 60 кадров в секунду несмотря на то, что какой нибудь DOOM 2016 года всё таки выглядел получше и работал пободрей.
По управлению опять пришлось всё перелопачивать. Всегда задаюсь вопросом, почему в шутерах делают неудобную раскладку изначально. И опять я столкнулся со старой проблемой, нельзя забиндить 4 и 5 клавиши на мыши. А вы любите, когда прицеливание оружия стоит не на ПКМ? Ну да, конечно.....
По обучению, когда учат, что на что надо нажимать (например открыть журнал или прочитать описание предмета), то на интерфейсе вообще не видно названий клавиш. Разработчики вообще в свою игру хоть начинали играть?). Ну ладно, посмотрим как далее будет.
Идём дальше уже играть
Я конечно всё понимаю, что это старый шутер, но можно как то старые элементы перерабатывать? Я когда начал играть в шутер, то долго стоял над этой панельной.
Никто не объяснил, что с этим делать и где тут точка начала и конца, чтобы собрать пазл. Ну давайте в шутере решим головоломку. Это не совсем стандартная головоломка про построение цепочек, потому что тут вертятся все элементы, включая красные и синие штучки, на которых вообще незаметно расположены разветвления тоже. Поэтому я понизил сложность головоломок, ведь мы играем в шутер прежде всего. Легче правда не стало.
Понятно что надо провести линию от одного красного квадрата до другого квадрата красного. Продолжаем играть в гловол...... эмммм, в шутер. Пробовал разные комбинации, ничего не подходило. Казалось бы элементов сложных не осталось.
И тут я подумал, что хочу играть в шутер. Дайте мне пострелять, я не хочу решать эту нудную вещь, я не хочу больше видеть такие панельки. Я поставил сложность головоломок меньше. Что игра от меня ещё хочет? Трейлеры по игре до релиза не демонстрировали эти головоломки, они демонстрировали мне шутер.
Думаете мы закончили c головоломкой? Нет, пока не пойму принцип, никуда не пойду дальше. Далее головоломка уже стала ломать мозг мне. Например почему круг загорелся при такой цепи?
А почему остальные не горят при такой же цепи?
Больше похоже на баг, игровую ошибку. Хорошо, позвал более эрудированного друга, чтобы исключить мою возможную логическую ошибку. В итоге сидели минут 20, не решили. Сошлись во мнении, что это баг. Я переиграл заново и головоломка в итоге стала другой, которая решилась за 20 секунд. Хммм, рандомные головоломки, с возможностью бага? Плохо. Игра набирает минусы в копилку критических багов. И я конечно же протестировал, рандомятся ли головоломки, если они скрыты после сохранения перед ними. Нет, не рандомятся. Так что если наткнётесь на забагованную такую штуку, то уже не откроете секретную дверь.
В итоге один из пользователей решил эту загадку на удивление. Люблю, когда люди спорят и доказывают свою точку зрения. Так что про баг беру свои слова назад. А вот про сложность загадки конечно дисбаланс есть.
Но таки элемент один забагованный был на скрине, который вообще сбивает с толку, но он не влияет на решение. Да, головоломка затянулась надолго....
Вы ещё не забыли, мы же играем в шутер вроде бы =). Слишком долго игра начиналась неправильно, поэтому к сути получилось перейти не сразу в обзоре. Фух, дальше было лучше. Постепенно мы приходим к выводу, что оказались на какой то умной космической станции, Искусственный Интеллект которой уничтожил весь персонал.
Я спойлерить особо не буду, но для прояснения некоторых моментов, кое что объяснять стоит. В итоге сам ИИ якобы должен охотиться за теми, кто попадает на данную космическую станцию и конечно же под раздачу попадаем и мы. В помещениях висят камеры, через которые ИИ контролирует наше перемещение и подкидывает нам врагов. Наша задача сломать все системы защиты (камеры наблюдения), чтобы снизить уровень опасности. НО таких уровней несколько и придётся помучиться, учитывая что враги сильные.
Механика боевой системы и геймплея тут тоже довольно проста. Находим оружие, убиваем врагов. Оружия тут хватает всякого, но всё в инвентарь не уместится в итоге. И да, тут есть нормальный инвентарь.
И поэтому его можно забить ещё и разнообразным хламом, аптеками, едой, патронами, всякими временными усилителями со способностями и т.п. По поводу хлама тут конечно тоже есть нюанс. Всякие хозяйственные вещи необходимо разбирать прямо в инвентаре, чтобы превращать это всё в более мелкие элементы мусора, а далее мусор можно обменять на так называемые TRI-кредиты (игровую валюту) в автоматах по переработке. Кстати и всяких торговых автоматов тут много, как с едой, так и с улучшениями, или патронами. В итоге у нас получился своеобразный мини Prey (игра 2017 года). Хорошо, допустим, игра меня уже чем то привлекла.
Но есть в этом шутере и существенный минус, когда стреляешь или бьёшь по врагу, но он слабо реагирует на это, т.е. нет системы повреждений, нет нормальной реакций в анимациях после получения урона врагом. Короче играется сносно, но что то тут не так, очень средне проработанный элемент. По поводу оружия, анимации и модельки тут неплохие, вот это пон6равилось.
Всё таки достала меня разборка мусора в инвентаре. Очень не хватает кнопки "разобрать вещи не открывая инвентарь", потому что каждый хлам приходится тыкать через ПКМ и разбирать ещё и через менюшку отдельную. А хлама то много. В итоге просто неимоверно однообразная вещь затягивает геймплей существенно. А ещё лучше бы сделали прям автоматический разбор, когда подбираешь мусор.
Заставлять играть себя дальше я не хочу
Есть интересные игры, в которые ты уходишь с головой, а есть другие игры, в которые уже по ощущениям заставляешь себя играть. Я уже просто пошёл посмотрел далее сторонние геймплеи. Ну несколько новых пушек дадут, ну текстуры у стен меняются, ну несколько новых врагов добавят. И всё, далее конец игры. Поэтому наверно давайте и обзорчик заканчивать, подведя итоги.
Итоги и оценка по System Shock: Remake.
Ну вот например у нас есть отличный Prey (2017 года), который высоко оценили. А тут у нас версия мини Prey в лице System Shock, да ещё и ремейк, т.е. идея не нова. Уже 2023 год, все игроки в эти шутеры в принципе наигрались и нужно что то большее, да пусть даже тот же сюжет и более качественная проработка боёвки. System Shock не плохой, но это прийти, потыкать и уйти. Всё таки у разработчиков есть много инструментов, чтобы делать игры лучше сегодня, пусть даже это и ремейки. Вспомнить тот же Half Life 1, который шикарно переработали в Black Mesa, ну вот так примерно надо делать, а не следовать чётким границам 1994 года.
Почему нам было это интересно в каком нибудь 1994 году? Потому что 3D шутеров толком никто тогда не видел и в жанре шутеров только только начало что то возрождаться. Вау, Zero Tolerance, вау, Blood Shot, вау, Duke Nukem и т.п. Сегодня я даже стараюсь обходить стороной все эти шутеры, которые сделаны якобы под ретро. Ну да, стильно, красиво, но ужасно скучно, потому что шутеры уже не держатся на одних лишь пикселях (вокселях) сегодня, нет нет нет, тут раньше был совершенно другой эффект. А человек который стреляет уже в этих шутерах лет так 30, конечно придерётся сегодня к простоте подобных игр в жанре.
System Shock всё же хороший ремейк, но тут стоит другой вопрос. Кому он будет интересен? Людям, которые хотят просто побродить и пострелять, или же это для тех людей, кто играл раньше в оригинал и испытает приступ ностальгии? Вопрос риторический. Если бы мне сегодня кто сделал ремейк того же Zero Tolerance, то я однозначно был бы счастлив.
Но опять же объективность такова, что чисто коридорные ретро шутеры сегодня уже не пользуются популярностью. Я и Doom 2016 года уже проходил нехотя и всё таки бросил в концовке даже, а прошло уже с того момента целых 7 лет.
Ну по оценке System Shock 2023 можно поставить 7.0 баллов за саму игру. Сюжета нет, уникальностей нет и это строгий ремейк на шутер другого времени. Далее я бы вычел баллы за неудобные механики, всякие мелкие огрехи и минус оптимизация. Ну на 6.0 баллов игра. За решённую головоломку от пользователя в обзоре, я накину игре 0.2 балла за свой косяк, но тут всё таки есть дисбаланс таких вот головоломок по сложности. Т.е. если мы выбираем простую сложность, то она и должна быть простой, даже с несколькими вариантами решений, если игра предлагает "простую сложность".
Всё таки ремейки должны не только следовать оригиналу, но и как то подгоняться под некоторые современные стандарты, а то больше всё это похоже на ремастер, где улучшили только лишь модели и текстуры. А ремастерам вообще оценку я бы и не ставил никогда, потому что это всё просто косметические улучшения.