История Южного вокзала в Харькове берёт своё начало с середины ХІХ века. Поводом для начала строительства послужила телеграмма, полученная харьковским мэром в 1868 году. В телеграмме говорилось, что высочайшим повелением принято решение о строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Архитектором проекта вокзала был А. Тон. На месте, где сейчас построен вокзал, к моменту начала строительства было болото. Вокзал был окончательно построен в начале 1869 года, а уже 22 мая этого же года он принял первый поезд.
К концу ХІХ века нагрузка на железную дорогу увеличилась и существующее здание вокзала не справлялось с потоком пассажиров. Начала перетройка вокзала в 1896 году и длилась аж до 1901 года.
Аржитекторами нового здания вокзала стали Юлия Цауне и Сергей загоскин. Харков «не ударил в грязь лицом» – его вокзал после реконструкции стал одним из лучших в Российской империи. Для пассажиров были созданы все условия для приятного путешествия – начиная от туалета и заканчивая возможностью купить книги, журналы и всё необходимое для путешествия.
Уже в начале ХХ века на харьковском вокзале были придусмотрены отдельные платформы как для пригородных поездов, так и специальные платформы для поездов со всей империи. Ну и какая же железная дорога без руководства. Управление южной железной дороги было построено напротив здания вокзала.
Архитекторы Дмитрий Ракитин и Александр Дмитриев в проекте здния использовали стиль неоклассицизма.
Отреставрированное здание просуществовало вплоть до 1941 года. Во время второй мировой войны здние вокзала было разрушено почти полностью. После войны здание вокзала было востановлено вместе со всей страной. Стиль, в котором был отстроен вокзал и который вы можете видеть и в настоящее время называется Сталинский ампир.
Привокзалную площадь в нынешнем виде создали в 2002 году. Раньше на площадь заезжал городской транспорт. ОсобенО красива привокзальная площадь с вечерней подсветкой.