Цель этой статьи – изучить такую таинственную фигуру скандинавской мифологии как Гулльвейг (Gullveigu). Попытаться понять ее происхождение, направление ее устремлений и возможность обращения к ней в практиках работы с представителям Сил Севера (Боги, великаны, существа описанные в Эддах и сагах). Сделать это попытаемся, проанализировав причины первой в мире войны на основе того, как она описана в древнескандинавских мифах или точнее, как эти мифы были представлены в Старшей Эдде в «Прорицании вёльвы» (Völuspá).
Источник сведений об этих событиях единственный – это «Прорицания вёльвы» написанный ориентировочно между 900 и 1000 годом нашей эры, имя Гулльвейг упоминается только там. В «Прорицании вёльвы» в стихотворной форме повествуется о том, что Один ищет вёльву которая расскажет о главных событиях создания и последующего разрушения мира. В начале вёльва, которая сама была из рода великанов, говорит о «золотом веке» богов который прервался с приходом трех могущественных великанш. Обычно под ними понимают трех Норн, хотя прямо Норны указаны позже в стихе 20. Далее говорится о сотворении гномов, людей, древе Иггдрасиль, источнике Урд и приходе уже четко поименованных Норн, которые стали измерять судьбу. После того, как появление миропорядка описано, повествование переходит к первой в мире войне, дальнейшему нарастанию напряженности в мире и финальной битвы Рагнарек.
Для данной статьи главным предметов изучения является стихи 21-26. Первое знакомство с Гулльвейг, происходит в чертогах Одина в стихе 21. В нем вёльва говорит о том, что она помнит первую в мире войну и что «они» (скорее всего боги, но прямого указания нет в оригинальном тексте) пронзили копьями некую женскую фигуру по имени Гулльвейг и сожгли ее в залах Высокого (Hárs) явно подразумевая чертоги Одина. И сжигали не один раз, а трижды и каждый раз она возрождалась. В следующем стихе 22 говорится о женской фигуре по имени Хейд (Heiði) которая практикует сейд (seið) и говорится что она была любимицей злых женщин.
Как было сказано выше, имя Гулльвейг упоминается в «Прорицании вёльвы» только один раз, в мифологическом контексте, который трудно интерпретировать. Стих, в котором она упоминается, туманен по содержанию и открывает множество вариантов трактовки. В дальнейшем попытаюсь разобраться, как можно понять и объяснить роль Гулльвейг в конфликте и взаимодействии богов и великанов в древнескандинавской мифологии.
Однако перед изложением своего мнения, считаю необходимым представить точку зрения исследователей, занимавшихся ранее данным вопросом. С начала XIX века, когда началось достаточно активное изучение древнескандинавской мифологии появилось немало различных толкований эпизода с Гулльвейг. Постараюсь привести наиболее значимые на мой взгляд.
- Самым ранним и наиболее распространенным в настоящее время является мнение Карла Мюлленгофа (Karl Victor Müllenhof, 1818-1884) который считал, что Гулльвейг была олицетворением золота. Для него она олицетворяла разрушительную силу золота, а также его соблазнительное влияние которое заманивает в ловушку. По его мнению Гулльвейг и Хейд, были одним и тем же лицом и что ее можно отождествлять с самой вёльвой.
- Софус Бугге (Sophus Bugge 1883-1907) напротив утверждал, что Гулльвейг была одной из асов и что она была убита ванами в зале Одина. И это послужило началом первой войны. Так же он полагал что Гулльвейг и Хейд разные лица и что Хейд была великаншей и рассказчицей в поэме.
- Элард Хуго Мейер (Elard Hugo Meyer 1837-1908) выступал за христианский мотив и полагал что влияние христианской литературы было очевидно в «Прорицании вёльвы» и сравнивал Гулльвейг с комментариями святого Амвросия о Еве в Раю, которая была введена в искушение ядовитыми стрелами Дьявола. Это в свою очередь было связано с описанием в библии Вавилонской блудницы, как в книге Откровения так и в книге пророка Йеримии , где она называется золотой чашей (calix aureus) и сказано что она должна сгореть. Он также полагал что война в «Пророчестве вёльвы» относится к войне Бога с мятежными падшими ангелами.
- Вольфганг Краузе (Wolfgang Krause 1895-1970) применял подход, который состоял в том, чтобы проследить Гулльвейг до классических источников. Он сравнивал Гулльвейг с Пандорой и пытался найти связь между скандинавскими и греческими мифами.
- Жорж Дюмезиль (Georges Dumézil 1898-1986) сравнивал этот эпизод с латинской легендой об основании города Рима. В римской легенде два племени, сабиняне (местное население, соотносится с ванами) и другая группа возглавляемая Ромулом (пришлые, соотносится с асами) ведут войну за регион который позднее станет Римом. Сабиняне почти захватили город, подкупив женщину Тарпею (Tarpeia) золотом или любовью согласно двум разным источникам. Дюмезиль предположил, что эта легенда может быть использована для объяснения того факта, что Гулльвейг была послана к асам ванами. Где она развращает асов сильной тягой к золоту.
Продолжение следует...
С уважением Николай Нондус.
(при копировании указание автора обязательно)