Найти тему
Святые места

«Церковь — это бизнес, а священники — жулики?» Отвечает иерей Алексей Зорин

Почему я не иду в храм?

Рассмотрим еще одну причину. Второй момент, очень важный и очень такой злободневный — это такая причина, что человек не ходит в церковь, потому что он открывает интернет, видит вот эти тонны грязи, которые льются на священников, на епископат, на разных старцев, разных монахов и так далее.

И соответственно, он видит все это и говорит:

«Нет, вот священники у вас сволочи, ездят на иномарках. Епископы у вас такие-то. Вот так согрешают. И вообще церковь — это такое коммерческое предприятие. Как есть такая шутка: ЗАО "РПЦ"».

Что на это ответить?

Мы с вами должны понимать, что мы живем в век информации, и эту информацию следует очень тщательно анализировать. Да, к сожалению, стоит констатировать, что какой-то процент этих обвинений, он вполне справедлив. Я даже не буду говорить какой. Может быть большая часть, может быть половина, может быть меньшая часть.

В каждой конкретной ситуации нужно разбираться отдельно. И мы с вами должны понимать, что это разговор не столько о каких-то грехах, страстях или неправильном поведении священника, сколько разговор о нашей готовности верить сплетням.

И вот как раз вот эта проблема для всех людей она является такой очень серьёзной и очень большой. Потому что еще Достоевский говорил:

«Когда при тебе осуждают человека, тебе становится легче, потому что ты в своих собственных глазах немножко приподнялся».

И вот здесь это стоит учитывать. Мы с вами должны понимать, что одно из свойств Церкви — Церковь святая.

Что такое Церковь святая?

Это означает то, что церковь не травмируется и не пачкается нашими грехами. Церковь — это мы с вами все, начиная со святейшего патриарха, епископов, и заканчивая каждым конкретным человеком, который приходит в храм. Перед Чашей Христовой, перед Богом мы все абсолютно равны.

И соответственно, мы должны понимать, что вот это доверие слухам, это доверие сплетням, оно должно быть, конечно же очень аккуратным. Мы с вами понимаем, что каждый из нас не хочет доверять сплетням касаемо его ближних или его самого, но мы стараемся себя оправдать и так далее.

Но когда речь заходит о каких-то людях известных, медийных, как бы вы сказали, мы рады подхватывать эти сплетни и нести их дальше. Мы с вами должны помнить, что Церковь святая как раз потому, что Церковь основана Богом.

И вот это свойство Церкви, как я уже сказал, не пачкаться нашими грехами, не пачкаться нашей грязью.

Это очень важное свойство, потому что все священники, все епископы — это люди грешные так же, как все остальные.

Это люди, которые борются со своими грехами, со своими страстями, кто-то более успешно, кто-то менее успешно. На этом пути борьбы человек падает, человек встает, и соответственно, когда это делает обычный человек, это все вроде как в порядке вещей.

Когда это делает человек, который в глазах мира должен быть эталоном для подражания, конечно, это всегда вызывает такой скандал, диссонанс и даже я дерзну сказать некую гадость:

«Ага, вот он нас учил, а сам оказался худшим».

Конечно нужно понимать, что это эмоции. Конечно нужно понимать то, что грех священника, с которым человек сталкиваться, он никак не отражается на жизни человека.

Вот, например, человек готовится к Причастию и приходит в храм. Он приезжает в другое место, где его духовника нет. Он заходит в ближайший храм, чтобы причаститься, и видит, например (наверно, такие ситуации бывали, к сожалению), что священник служит не вполне трезвым. Дальше вопрос возникает: как я к такому человеку пойду на исповедь, пойду на причастие.

Ответ простой: смело, потому что таинства совершаются Богом, а человек-священник является только их служителем, и соответственно, и благодать причастия у такого священника, и благодать исповеди ничуть не меньше, чем у любого благочестивого священника.

Он ответит за свои проступки сам перед Богом. Это, наверно, личное их дело: Бога и этого священника.

Но когда человек приходит с искренней верой к Богу, приобщиться к Святым Христовым тайнам или исповедоваться, он может не беспокоиться, потому что благодать, действительность таинств, она всегда совершается, и всегда человек может быть уверен, что благодать в таинстве ему будет дарована.

Мы должны понимать, что вот эта негативная информация о церкви может быть правдивая, может быть действительно так все и есть плохо, может быть действительно мы все такие грешные люди, но это человеку не дает оправдания в его нехождении в церковь.

Ведь мы с вами должны понимать, что в церкви человек, он предстоит вместе со всеми Богу, но он не теряет своей индивидуальности.

Каждую литургию мы вместе поем Символ веры. Я заметил, что Символ веры всегда поется в единственном числе. То есть не столько важно, во что верить и как верит мой брат, как важно, во что верю я сам. И вот эта вера, собственно говоря, подчеркивает индивидуальность каждого из нас. А меж тем, в Чаше Христовой причащаясь, люди соединяются друг с другом и соединяются с Богом.

Так и получается церковь. И вот поэтому мы с вами должны помнить, что грехи священства, грехи епископата, они, конечно, очень противные, они очень страшные бывают, они бывают очень отталкивающие.

Таких грехов может быть даже и в нецерковной среде не всегда найдешь. Но нужно четко понять, что церковь от этого не становится более грязной, что нет смысла искать чистую церковь, потому что церковь одна - Церковь Христова. Все остальное - это не церкви.

И, следовательно, если кого-то смущает этот момент, если кого-то смущают вот эти вещи, помните, они могут вас смущать, это смущение законно, но они не могут оправдать ваше нехождение в храм. Что угодно, но только не это.

Точно так же, как, например, если вернемся к этому образу, когда человек обращается к врачу, и все знают, что этот врач живет не очень достойно, например, возьмем какой-нибудь маленький городок, где все друг друга знают.

Это же все равно нам не мешает обращаться к врачу. Точно так же и здесь. Хотя, конечно, мы с вами понимаем, что Церковь должна преображаться, но в это преображение должен внести вклад каждый из тех, кто в церкви присутствует по милости Божьей.

Читайте еще: