Найти тему
Рабочая партия России

«О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ И ОБ ОШИБКАХ т. ТРОЦКОГО НА СОЕДИНЕННОМ ЗАСЕДАНИИ ДЕЛЕГАТОВ VIII СЪЕЗДА СОВЕТОВ, 30 ДЕКАБРЯ 19

Я кратко расскажу о речи Ленина «О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ И ОБ ОШИБКАХ т. ТРОЦКОГО НА СОЕДИНЕННОМ ЗАСЕДАНИИ ДЕЛЕГАТОВ VIII СЪЕЗДА СОВЕТОВ, ЧЛЕНОВ ВЦСПС И МГСПС — ЧЛЕНОВ РКП(б) 30 ДЕКАБРЯ 1920 г.

В своей речи Ленин в основном критикует идеи Троцкого, которые тот изложил в брошюре «О роли и задачах профсоюзов».

Он говорит, что Троцкий допустил очень много теоретических ошибок.

Основные ошибки Троцкого следующие:

- он вместо размышлений о роли профсоюзов вдарился в тему диктатуры пролетариата, вместо решения текущих, практических вопросов пытается ставить принципиальные вопросы, то есть делает шаг назад,

- он пишет о кризисе профсоюзов, но не учитывает политического момента. Какого? Ленин пишет: переходного периода от капитализма к коммунизму, а поэтому нельзя осуществлять диктатуру без нескольких «приводов» от авангарда к массе передового класса, от него к массе трудящихся.

- он взял слишком большую тему «О роли и задачах профсоюзов» и поэтому запутался,

- защита материальных и духовных интересов рабочего класса не есть роль профсоюзов в рабочем государстве. Хотя он забывает, что государство не рабочее, а рабоче-крестьянское и переходного периода, то есть не совсем рабочее,

- его политика, в сумме, есть политика бюрократического дёргания профсоюзов, потому что он хочет «подбирать руководящий персонал профсоюзов».

Ленин указывает и на другие недостатки, но эти на мой взгляд самые существенные.

Но это отрицание.

Теперь, что положительного в статье Ленина.

1.

Профсоюзы являются не только исторически необходимыми, но исторически неизбежной организацией индустриального пролетариата, охватывающей его, при условиях диктатуры пролетариата.

2.

О роли профсоюзов.

(Не забываем, что Ленин говорил о профсоюзах эпохи диктатуры пролетариата. Но и для себя мы можем какие-то уроки извлечь)

С одной стороны, поголовно охватывая, включая в ряды организации индустриальных рабочих, профсоюзы являются организацией правящего, господствующего, правительствующего класса, того класса, который осуществляет диктатуру, того класса, который осуществляет государственное принуждение. Но это не есть организация государственная, это не есть организация принуждения, это есть организация воспитательная, организация вовлечения, обучения, это есть школа, школа управления, школа хозяйничания, школа коммунизма. Это совсем необычного типа школа, ибо мы имеем дело не с преподавателями и учениками, а мы имеем дело с некоторым чрезвычайно своеобразным сочетанием того, что осталось от капитализма и что не могло не остаться, и того, что выдвигают из своей среды революционно-передовые отряды, так сказать, революционный авангард пролетариата. И вот, говорить о роли профсоюзов, не учитывая этих истин, значит неизбежно прийти к ряду неправильностей.

Профсоюзы, по месту их в системе диктатуры пролетариата, стоят, если можно так выразиться, между партией и государственной властью.

При переходе к социализму неизбежна диктатура пролетариата, но поголовной организацией промышленных рабочих не осуществляется эта диктатура. Почему? Мы можем об этом прочесть в тезисах II конгресса Коминтерна о роли политической партии вообще. Получается такая вещь, что партия, так сказать, вбирает в себя авангард пролетариата, и этот авангард осуществляет диктатуру пролетариата. И, не имея такого фундамента, как профсоюзы, нельзя осуществлять диктатуру, нельзя выполнять государственные функции. Осуществлять же их приходится через ряд особых учреждений нового типа, именно: через советский аппарат. Профсоюзы создают связь авангарда с массами, профсоюзы повседневной работой убеждают массы, массы того класса, который один только в состоянии перевести нас от капитализма к коммунизму.

С другой стороны, профсоюзы — «резервуар» государственной власти. Вот что такое профсоюзы в период переходный от капитализма к коммунизму. Вообще нельзя осуществить этот переход, не имея главенства того класса, который один только воспитан капитализмом для крупного производства и один только оторван от интересов мелкого собственника. Но диктатуру пролетариата через его поголовную организацию осуществить нельзя. Ибо не только у нас, в одной из самых отсталых капиталистических стран, но и во всех других капиталистических странах пролетариат все еще так раздроблен, так принижен, так подкуплен кое-где, что поголовная организация пролетариата диктатуры его осуществить непосредственно не может. Диктатуру может осуществлять только авангард, который вобрал в себя революционную энергию класса. Таким образом, получается как бы ряд зубчатых колес.

3.

О методах подхода к трудящимся.

На самом деле главные расхождения считает Ленин по вопросу о методах подхода к массе, овладения массой, связи с массой. В этом как раз своеобразие профсоюзов, как учреждения, при капитализме созданного. Сейчас дело заключается в том, как к массе подойти, овладеть ею, с нею связаться, как сложные приводы работы (работы по осуществлению диктатуры пролетариата) наладить.

4.

Хороший совет всем нам, то есть потомкам.

Если бы мы нашу собственную практику, наш опыт, хотя бы в маленьких размерах, изучали детально, подробно, то мы сотни лишних «разногласий» и принципиальных ошибок, которыми брошюра т. Троцкого полна, избежали бы.

5.

Ленин честно говорит о государстве.

Наше теперешнее государство таково, что поголовно организованный пролетариат защищать себя должен, а мы должны эти рабочие организации использовать для защиты рабочих от своего государства и для защиты рабочими нашего государства. И та и другая защита осуществляется через своеобразное сплетение наших государственных мер и нашего соглашения, «сращивания» с нашими профсоюзами.

Ленин расшифровывает понятие «сращивание». «Сращивание» означает, что есть налицо разные вещи, которые надо еще сращивать; в понятие «сращивания» входит то, что надо уметь использовать мероприятия государственной власти для защиты материальных и духовных интересов поголовно объединенного пролетариата от этой государственной власти. А когда мы вместо сращивания получим сращение и слияние, тогда мы соберемся на съезд, на котором будет деловое обсуждение практического опыта, а не принципиальных «разногласий» или абстрактно-теоретических рассуждений.

6.

О производственной демократии Бухарина.

Демократия есть одна из категорий области только политической. Против того, чтобы употребить это слово в речи, статье, возразить нельзя. Но для производства - теоретически неверный, ничего в себе, кроме путаницы, не заключающих лозунг. Производство нужно всегда, демократия не всегда.

7.

О роли профсоюзов в сращивании разных ведомств.

Ленин здесь советует практически изучить, что из этого вышло, что дало вот такое-то сращивание такой-то отрасли промышленности, когда такой-то член губпрофсоюза занимал такую-то должность в губсовнархозе, к чему это привело и т. д. Когда говорят: «Давайте поговорим о „сращивании“», я отвечаю: «Давайте изучим то, что мы сделали».

В чем тут совет для рабочих? Изучайте Трудовой кодекс, отраслевые соглашения, коллективный договор, должностные инструкции, постановления Российского Комитета Рабочих.

8.

Ленин советует всем изучить тезисы доклада т. Рудзутака к 5й Всероссийской конференции профсоюзов, которые называются «Производственные задачи профсоюзов». Некоторые положения доклада т. Рудзутака и сегодня актуальны.

Например, предложения использовать профсоюзы в деле повышения производительности труда, в борьбе с саботажем.

Пункт 10й тезисов доклада т. Рудзутака можно почти полностью включить в любую программу любого объединения профсоюзов в России. Вот они: а) самое активное участие в решении вопросов производства и управления; б) непосредственное участие совместно с соответствующими хозяйственными органами в организации компетентных органов управления; в) тщательный учет и влияние на производство различных типов управления; г) обязательное участие в выработке и в установлении хозяйственных планов и производственных программ; д) организация труда в соответствии с ударностью хозяйственных задач; е) развитие широкой организации производственной агитации и пропаганды.

Для российского рабочего класса и всех трудящихся России сегодня можно посоветовать читать программу Федерации профсоюзов России (не путать с ФНПР).

Кроме того, в речи Ленина есть много практических советов, которые нас сегодня не касаются, а касаются Республики Советов переходного периода. О них, я считаю, н7ет смысла сегодня подробно говорить. Статью каждый еще может прочитать и сделать самостоятельные выводы.

Многое из того, о чем говорил товарищ Ленин в своем докладе в 1920 году, вновь обсуждается на семинарах Российского Комитета Рабочих, который проводится в Нижнем Новгороде каждые полгода. Например, о том, что рабочие через профсоюзы могут и должны бороться за повышение производительности труда на своих предприятиях в противовес наглым собственникам, которые пытаются получить свою прибыль за счет увеличения интенсивности труда.

Из доклада т. Ленина можно сделать еще очень важный вывод.

-2

Пора кончать теоретические споры. Пора начать читать постановления Российского Комитета Рабочих, трудовой кодекс, отраслевые соглашения, свои коллективные договоры. И начать применять положения этих актов коллективно на своих предприятиях.

Берите пример с передовых рабочих, которые состоят в Рабочей Партии России. Например, бригада электромонтажников в Иркутске добилась того, что им спецодежду ремонтирует и стирает компания. С ними проводят учебу теоретическую и практическую перед сдачей экзаменов по охране труда. В Москве рабочие взяли за правило посещать кабинет начальника только всей бригадой (или теми, кто на смене). Когда идешь к начальнику по трое или четверо, что уже легче составить разговор с начальством, уже к тебе более культурное отношение.

-3

Романов Евгений Владимирович, РПР, г. Кемерово